Благининой «Не мешайте мне трудиться». Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: Чтение стихотворения Е

Проект «Будем Кате помогать, будем Катю одевать»

Цель : Помочь детям получить отчетливые представления о предметах одежды и обуви и правильного использования их по назначению.

Задачи:

1) Обогащать и расширять представления детей о предметах одежды и обуви и их назначении.

2) Учить соотносить изменения в природе на изменения в одежде.

3) Формировать умения выделять основные детали одежды (воротник, рукава, карман…)

4) Закреплять культурно-гигиенические навыки одевания и раздевания.

5) Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику.

6) Продолжать правильному согласованию существительных и прилагательных. Вызвать речевую активность.

7) Учить называть цвет, величину предметов одежды и обуви.

8) Воспитывать навыки бережного обращения с одеждой.

Возраст детей : 1 младшая группа

Длительность : 4 месяца

Подготовительный этап :

Подбор книг, картинок, иллюстраций, дидактического материала для игр и занятий с детьми

Рассматривание предметов одежды,обуви, головных уборов.

Подбор дидактических игр для развития мелкой моторики пальцев рук.

Реализация проекта.

1) Занятия познавательного цикла

1 «Что у Кати в гардеробе»

Цель: обогащать и расширять представления детей о предметах одежды и обуви; через инсценировку дать детям необходимые знания по самообслуживанию. Учить одеваться в соответствии с погодой; развивать внимание. Обогащать словарь (платье, юбка, кофта…); учить называть цвет предметов. Воспитывать навыки бережного обращения с одеждой.

2 «Мишка на прогулке»

Цель: учить называть цвет, величину предметов одежды и обуви. Расширять представления детей о предметах зимней одежды, их отличительных признаках (зимой надевают тёплую одежду). Закреплять умение выбирать одежду для зимней прогулки. Обогащать словарь (куртка, шуба, шапка, шарф, варежки…). Учить называть величину предметов.

3 «Смотрит солнышко в окошко»

Цель: учить соотносить изменения в погоде на изменения в одежде. Формировать умение выделять основные детали одежды (воротник, рукава, карман…). Побуждать использовать в речи название предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить). Закреплять культурно-гигиенические навыки одевания и раздевания развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

4 «Чьи башмачки»

Цель: закреплять знания детей о предметах обуви. Научить ухаживать за обувью. Учить называть цвет, величину предметов обуви. Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику. Продолжать обучать правильному согласованию существительных прилагательных, вызвать речевую активность.

2) Занятия по художественной литературе

1. Чтение стихов Е. Благининой «Новая одежда», «Научим обуваться братца»

2. З. Александрова « Мой мишка».

3. Заучивание русских народных потешек, песенок «Наша Маша маленька…» «Баю, баю, баиньки купим сыну валенки…»

4. Чтение сказки Н. Павловой «Чьи башмачки?»

5.Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша растеряша»

Цель: помочь детям понять содержание произведений. Вызвать радость от слушания знакомых потешек и желание читать их вместе с воспитателе. Уточнить представление детей о предметах одежды и обуви.

3) Занятия по изодеятельности

Рисование

1.«Украсим шарфик узором» (пальчиковая живопись)

Цель: формировать умение располагать узор, воспитывать заботливое отношение к близким, закреплять представление о назначении предмета, совершенствовать навык рисования пальцами.

2. «Сапожки для матрёшки»

Цель: закреплять умение группировать предметы (обувь детская - взрослая), учить правильно держать кисть. развивать внимание, воспитывать доброе отношение к игровым персонажам.

3. «Одежда для игрушек»

Цель: учить самостоятельно выбирать узор для украшения одежды игрушек; формировать умение рисовать цветные пятна, проводить горизонтальные линии, развивать цветовое восприятие, воспитывать аккуратность.

4. « Сарафан для Тани» (коллективное)

Цель: поддерживать интерес к рисованию нарядного сарафана в сотворчестве с другими детьми; создавать условия для рисования узоров с помощью штампов; уточнить и закрепить знание цветов и форм, развивать творческую активность, цветовое восприятие.

Лепка

1. « Пуговицы для платья»

Цель: учить называть детали и части предметов одежды (рукава, воротник, пояс, карманы, молния, пуговицы) формировать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями рук и прижимать его ладошкой к бумаге.

4) Работа с детьми вне занятий

1. Сюжетно- ролевые игры «стирка», «оденем куклу после сна»;

2. шнуровки;

3. отгадывание загадок, чтение художественной литературы;

4. игры словесные и дидактические «поручения». «наряди танечку», «наряди Вовку», «сошьём кукле Даше новое платье», «отгадай и назови», «чудесный мешочек»;

5. пальчиковые игры «стирка»;

6. игры с разрезными картинками.

5) Презентация проекта «Будем Кате Помогать, будем Катю одевать»

4.Пополнять словарный запас.

6.Воспитывать аккуратность.

Список литературы

1. Богуславская З. М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

2. Галонова Т. В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет»

3. Григорьева Г. Г. « Играем с малышами»

4. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет»

5. Крумхт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир»

6. Подрезова Т. И. «Материал к занятиям по развитию речи»

7. Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность детьми раннего возраста»

8. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду»

9. Теплюк С. Н. «Воспитание и обучение в 1 младшей группе детского сада»

10. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Презентация проекта в 1 младшей группе «Будем Кате помогать, будем Катю одевать»

Цель:

1. Закрепить понятия детей об одежде и обуви.

2.Уточнить название основных деталей одежды их цвет

3.Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.

4.Пополнять словарный запас.

5.Прививать культурно- гигиенические навыки одевания.

6.Воспитывать аккуратность.

7.Создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Материал: Кукла, одежда, дидактические картинки с изображением одежды, картинка про весну, прищепки, силуэт платья, гуашь, тычки,

Ход занятия

Воспитатель: дети, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Какая она грустная, давайте спросим Катюша, что случилось?

Ребятки, Катя захотела пойти на улицу, но не знает, что ей надеть, давайте ей поможем.

Рассматривание картины про весну. К нам весна пришла, солнышко пригрело, снег растаял, прилетели скворушки, появилась зелёная травка, поэтому и одеваться нужно по погоде.

У меня есть волшебный сундук, а в нём – одежда.

Давайте скажем все вместе «одежда» (ответы детей хоровые и индивидуальные)

Воспитатель: Посмотрите, у меня картинка, что на ней нарисовано (колготки),

Настя найди в сундучке колготки и положи на стул,

Ребята посмотрите, что достала Настя (ответы детей), молодец Настя.

Воспитатель: Катя, посмотри, какую одежду подобрали тебе дети, всегда надо одеваться по погоде. А сейчас, пойдёмте, дети погуляем.

Физкультминутка «Сапожки» (Песня-игра «Дождик» Е.Д. Макшанцева.)

Дождик, дождик на дорожке,

Он намочит наши ножки.

Нужно ножки поднимать,

Через лужицы скакать.

Припев: Так, вот так, так, вот так!

Через лужицы скакать!

Дети движутся по залу, перескакивая через воображаемые лужи.

Мы наденем все сапожки,

И сухими будут ножки.

Можно ног не поднимать

И по лужицам шагать!

Стоя на месте, «надевают все сапожки» - проводят руками от щиколоток к коленям.

Припев: Так, вот так, так, вот так!

И по лужицам шагать!

Энергично размахивая руками и высоко поднимая колени, дети идут по залу.

Дождик, дождик припустил,

Всех ребяток намочил!

Ну, скорее, поспешим-

От дождя все убежим!

Стоя на месте, дети поворачиваются то вправо, то влево, делают взмахи руками перед собой («отряхивают капли»).

Припев: Поспешим, поспешим,

От дождя все убежим!

Низко наклонив голову и прижав локти к бокам, все бегут к воспитателю под зонт

Воспитатель: Дети. Пока мы с вами гуляли, бабушка настирала бельё, давайте поможем ей его развесить, а чтобы ветер его не унёс, нам понадобятся? (ответ детей- прищепки)

Дети из тазика достают по одной вещи и подбирают прищепки по цвету.

Катя, послушай, какое стихотворение приготовила тебе Вика.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить,

Чтоб конфетку положить.

Ребятки я тоже приготовила для Кати подарок - нарядное платье.

Посмотрите, платье синее в белый горошек у него есть белый кружевной воротничок, рукав- фонарик. Дети называют и показывают (Матвей скажи, рукав длинный или короткий, Алёша покажи, где у платья воротничок). У платья не хватает кармашка, кто мне скажет, для чего нужен карман?

Ответы детей.

Катя тебе нравится платье? Ребята, Катя говорит, что платье ей очень понравилось, но у неё много подруг и они тоже хотят такое платье.

Не переживай, Катя, сейчас дети всем твоим подружкам нарисуют платья в горошек.

Проходите к столам, берите тычки в правую руку, набирайте краску и наносите горошины по всему платью.

Кто закончил, положите тычки в домик. Катя посмотри, какие нарядные платья получились.

Ребятки, Кате пора домой, давайте подарим ей все наши платья и попрощаемся. Скажем, до свиданья, Катя, приходи ещё.

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!

Полюбуйтесь-ка, игрушки!

Научу обуваться и братца

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки.
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Благинина стихи. КРЫШИ - КАП...

С крыши - кап,
С крыши - кап...
Стал морозец очень слаб,
А снега осели.
Солнце в горенке живет,
Солнце горенкой плывет,
Как на карусели.

Е.Благинина. Обедать

Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры

– Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите ту же кошку:
Плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое компот.

Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
- Спасибо!

Е.Благинина Про хрустальный башмачок

Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.


Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала...
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.

Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок -
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.

Е.Благинина. К отенок

Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?

День с yтpо стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде...
Так и быть звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта...
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть - как баpхат,
Хвост - тpyбой...
До чего ж хоpош собой!


Елена Благинина. Наш дедушка

Наш дедушка не любит тени.
Он любит солнышко, тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.

Он ничего почти не видит,
Не слышит ничего - глухой…
Его и курица обидит.
Наш дедушка совсем плохой!

Но без него мы жить не можем,
Он нам как будто бы родной.
Он выйдет - мы ему поможем
Поставить стульчик раскладной.

И хорошенечко усадим,
Укроем ноги, а потом
Седую бороду разгладим
Или в косички заплетём.

А если сказку дед затеет,
Сидим до самой темноты.
Никто и двинуться не смеет
Все слушают разинув рты.

Ну есть ли где-нибудь на свете
Такая дружба, как у нас?
Хотите, мы вам сказки эти
Расскажем в следующий раз?

Стихи о маме для детей

Посидим в тишине Багинина

Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.

Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене.
А потом скользнул ко мне.
- Ничего,- шепнул он будто,-
Посидим и в тишине!..

Е. Благинина

Вот какая мама!

Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.

Белая сорочка –
Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.

Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила.

К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Е. Благинина

Аленушка

1
А у нас есть девочка,
Звать её Алёнушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.


Целый день "уа-уа",
Вот и все её слова.

2
Как у нашей дочки
Розовые щечки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

3
Ой, ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробышкам дадим.

Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели,
Шшу–у-у!.. и улетели.

4
Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Теплую водичку
Льём на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.

5
Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки! -
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке!

Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка.
Будет солнце греть,
Будет дочка петь.
Целый день "уа-уа",
Полюбуйтесь, какова!

6
Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Полежала, полежала,
Да и улыбнулась.

Сердце бьется шибко.
Ах ты, моя рыбка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка!

7
А-ту-ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдет,
Будет полон рот.
Попадет морковь на зуб –
Хруп-хруп,
Хруп-хруп!

Попадет капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк –
Щелк, щелк,
Щелк, щелк!

8
Тяжела дорога
От печки до порога!
От порога до стола
Тоже очень тяжела.

Топ-топ, топ-топ,
Покачнулась – шлёп!
А сидит не плачет:

Не ушибась, значит?

9
Каша масленая,

Ложка крашеная!
Мы Аленку никогда
Не упрашиваем.
Никогда,
Никогда,
Право слово,
Никогда!

10

Глянула в оконушко
Круглая луна…
Наша-то Аленушка
Сделалась больна!

Сердце бьется шибко,
Чуть не плачу я:
- Что с тобою, рыбка,
Тихая моя?

Я за доктором пошла,
Побежала – привела.

Доктор вылечил Аленку,
Дочка снова весела!

11
А в колхозе есть домок –
Прямо терем-теремок!
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Может, мышка-норушка?
Нет!
Ну, лягушка-квакушка?
Нет!
Значит, зайка-трусишка?
Нет!
Ну, лисичка-сестричка?
Нет!

В теремке-то кроватки стоят,
На кроватках ребятки спят.
Подымаются ранешенько,
Умываются белешенько,
За столами тихонько сидят,
На еду не глядят, а едят.

После пляшут, да ведь как!
И вот этак,
И вот так,
И попарно,
И кружком,
И вприпрыжку,
И шажком…
Впереди Аленка наша
Машет аленьким флажком.

12
Я на улицу пойду,
На веселую пойду,
Я Аленушку за ручку,
Как большую, поведу.

Свети, свети, солнышко,
Зеленей, лужок!
Подымай, Аленушка,
Первый свой флажок!

Выше, выше подымай –
Нынче праздник Первомай!


Е.Благинина

Рябина

На тропинке - тень,
Солнечная сетка.
Через тык, через плетень
Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,
На носках привстану,
Ветку за косы схвачу,
Ягоды достану.

У плетня посижу
И на шелковинку
Осторожно нанижу
Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень,
Веточка, ветка?
На тропинке - тень,
Солнечная сетка.

Е. Благинина

На моем окошке

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий-

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек

Весь под волосками

Кактуса пенек.

Знать, в горшке-то тесно -

Медвежье ушко

Разрослось чудесно,

Пышно, широко.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы:

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою - лето,

Где цветов полно.

Осенний дождик. Стихи Благининой

Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!

Е. Благинина

Улетают, улетают...

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Е.Благинина

Прогулка

Натянула рукавички,
Застегнула пальтецо.
Ветер трогает косички,
Дует весело в лицо.

И поземка закрутила,
Заюлила, залила.
Я стрелой с горы катила,
Легче ветра я была!

Потерялись рукавички,
Расстегнулось пальтецо...
Очень трудно без привычки!
Очень ветер бьет в лицо!

Стихи для детей

Лодочки

Из ореховых скорлупок
Вышло десять легких шлюпок.
Спичка с красным лоскутком -
Мачта посередочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебедочки.
Ручейки звенят – поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.

Елена Благинина

Бубенчики

Нежно сомкнутые венчики,

Листья вырезные...

Золотистые бубенчики-

Первенцы лесные.

Набрала я вас, поставила

В глиняную крынку,

А художника заставила

Срисовать картинку.

Стихи Благининой

Одуванчик

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня...

Уморилась


Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видал, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки -
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья -
Он певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась...
...А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась!

Стихи для детей 8 лет

Эхо


Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила это: - Замолчишь ты? -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты! -
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: - Ты поёшь нескладно!
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ладно, ладно! -
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь - и всё звенит от смеха,
Замолчу - и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо...

Про малину. Стихи Благининой

Я надела поясок,
Подвязала туесок,
Побежала по малину
Через луг, через лесок.

Я раздвинула кусты -
Ну тенисты, ну густы!
А малина-то, малина -
Самой крупной крупноты,
Самой крупной крупноты,
Самой красной красноты!

Побродила я часок,
Вижу - полон туесок.
Побежала я обратно
Через луг, через лесок.

Солнце бродит в вышине,
Хорошо ему и мне!

Е.Благинина

Радуга

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

Елена Благинина. Гори-гори ясно!

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!

Е.Благинина

Мы варили суп

Мы варили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша, -
То-то горе наше!

Замесили тесто, -
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах, -
Не удержишь на вожжах!

Е.Благинина

Черемуха

Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.

Елена Александровна Благинина

Елена Благинина — это известная русская советская детская поэтесса. Она родилась 14 (27) мая 1903 года в селе Яковлево Орловской области в семье железнодорожника.

Учиться Елена начала в 1913 году в Курской Мариинской гимназии. Так как детских лет Елена мечтала работать учительницей, то после окончания средней школы (на тот момент гимназия стала средней школой) поступила в Курский педагогический институт. Расстояние от дома до учебного заведения было немаленьким — около 7 километров. Но несмотря на это Елена старалась не пропускать ни одного занятия.

В 1921 году Елена уехала в Москву и продолжила учиться в столичном Литературно-художественном институте.
Первые публикации её стихов появились в 1921 году. С 1933 года Елена Благинина становится постоянным автором детских журналов «Мурзилка» и «Затейник», а позже — редактором этих журналов. В 1936 году Елена пишет поэму «Садко» и публикует первые свои книги для детей - «Осень» и «Садко».
В 1938 году Елена Благинина вошла в Союз Писателей СССР.
Благинина также переводила детскую поэзию таких авторов, как Л. М. Квитко, Т. Г. Шевченко, Ю. Тувима, сказки М. Конопницкой.
Самое известное и знакомое с детства каждому стихотворение, написанное Еленой Александровной — «Посидим в тишине».

Елена Александровна умерла 24 апреля 1989 года в Москве. Похоронена рядом с мужем на Кобяковском кладбище (Голицыно, Одинцовский район, Московская область) - там находился писательский дом творчества.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи и песенки пронизаны заботой матери о ребенке, общением со ровесниками, а так же показана деревенская природа, которая так близка детям.

Алёнушка

А у нас есть девочка,
Звать её Алёнушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день «уа-уа»,
Вот и все её слова.

Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.

Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели —
Шшу-у-у!.. — и улетели.

Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.

Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
— Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
— Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки!
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
— Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
— Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке!

Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка.

Будет солнце греть,
Будет дочка петь.
Целый день «уа-уа»,
Полюбуйтесь, какова!

Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Полежала, полежала
Да и улыбнулась.
Сердце бьётся шибко.
Ах ты моя рыбка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка!

А-ту-ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдёт,
Будет полон рот.
Попадёт морковь на зуб —
Хруп-хруп,
Хруп-хруп!
Попадёт капустка,
Ей не будет спуска.
И в орехах знает толк —
Щёлк, щёлк,
Щёлк, щёлк!

Тяжела дорога
От печки до порога!
От порога до стола
Тоже очень тяжела.
Топ-топ, топ-топ,
Покачнулась — шлёп!
А сидит не плачет:
Не ушиблась, значит?

Кашка масленая,
Ложка крашеная!
Мы Алёнку никогда
Не упрашиваем.
Никогда,
Никогда,
Право слово,
Никогда!

Глянула в оконушко
Круглая луна…
Наша-то Алёнушка
Сделалась больна!

Сердце бьётся шибко,
Чуть не плачу я:
— Что с тобою, рыбка
Тихая моя?

Я за доктором пошла,
Побежала — привела.

Доктор вылечил Алёнку —
Снова дочка весела!

А в деревне есть домок —
Прямо терем-теремок!
Кто, кто в теремочке живёт,
Кто, кто в невысоком живёт?
Может, мышка-норушка?
Нет!
Ну, лягушка-квакушка?
Нет!
Значит, зайка-трусишка?
Нет!
Ну, лисичка-сестричка?
Нет!

В теремке-то кроватки стоят,
На кроватках ребятки спят.
Подымаются ранёшенько,
Умываются белёшенько,
За столами тихонько сидят,
На еду не глядят, а едят.
После пляшут, да ведь как!
И вот этак, И вот так,
И попарно,
И кружком,
И вприпрыжку,
И шажком…
Впереди Алёнка наша
Машет аленьким флажком…

С добрым утром!

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
— С добрым утром!
— С ясным днём! —
Вот так славно мы поём!

Голышок-малышок

Малышу-голышу
Сшила понемножку,
Голышу-малышу
Новую одёжку.
Красную рубашку,
Синие штаны.
Видишь, по кармашку
С каждой стороны!

Сшила жёлтый кожушок…
Ай да щёголь голышок!

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
— Ничего, — шепнул он будто, —
Посидим и в тишине!..

Научу обуваться и братца

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.

Вот как хорошо!

Полюбуйтесь-ка, игрушки

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.

На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

То-то горе наше!

Мы варили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша, —
То-то горе наше!

Замесили тесто, —
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах, —
Не удержишь на вожжах!

Прогулка

Натянула рукавички,
Застегнула пальтецо.
Ветер трогает косички,
Дует весело в лицо.

И позёмка закрутила,
Заюлила, замела.
Я стрелой с горы катила,
Легче ветра я была.

Потерялись рукавички,
Расстегнулось пальтецо…
Очень трудно без привычки!
Очень ветер бьёт в лицо!

Как у нашей Ирки

Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
потому что неохота
Быть неряхой Натке.

Кукушка

То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое «Ку-ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»

Котёнок

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.

Может быть его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,
Накормила досыта…

Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть — как бархат,
Хвост — трубой…
До чего ж хорош собой!

Цыплёнок

— Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!

— Где ж они?
— Под старой липой!
— Как зовут их?
— Цыпа-цыпа!

Огонёк

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!

Название публикации

Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей

1 младшей группы.

Чупина Вера Николаевна

Воспитатель

МДОУ детский сад №8 «Орлёнок»

г. Касли

Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы)

Тема: Чтение стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться».

Программное содержание:1). Формировать интерес к произведениям Е. Благининой. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться». Вызвать у детей эмоциональное отношение к содержанию стихотворения. Учить отвечать на вопросы по тексту стихотворения, анализировать поступки героя. Пополнить словарный запас детей словами «водица», «колодезная».

2). Развивать связную речь детей, несложных фраз, состоящих из 2-4 слов, в беседе-обсуждении стихотворения. Развивать трудовые навыки: полив цветов.3). Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, делать полезное окружающим; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: кукла с лейкой и ведёрком, комнатные цветы, клеёнка на стол, фартуки детям, тканевые салфетки, вода, мыльные пузыри.

Активация словаря: лейка, ведёрко, цветы, колодец, колодезная вода-водица, помощница, труд, земля, пить.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический.

Источник: составлен воспитателем Чупиной В. Н.

Ход.

Организационный момент.

Р
аздаётся стук в дверь. К ребятам в гости приходит кукла с ведёрком и лейкой.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Она пришла к нам из стихотворения «Не мешайте мне трудиться». Хотите послушать это стихотворение?

Дети -да

Основная часть

Воспитатель - (читаю стихотворение)

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте,

Не жалейте!

А хотите

В лейку лейте –

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьет!

**********************

Вопросы к детям:

О чем говорится в этом стихотворении?

- «И колодезной водицей всех конечно угощу». А что за это колодезная вода? Что значит слово «колодезная»?

Колодезная вода - это вода, которую берут из колодца (показ иллюстрации колодца)

Как называют воду в этом стихотворении? (Ласково – водица).

Как девочка предлагает использовать эту воду? Для чего она нужна?

Скажите, пожалуйста, а трудиться - это хорошо или плохо?

Должны ли дети трудиться?

Ребята, а вы любите трудиться?

Расскажите, как вы дома помогаете родителям? (ответы детей).

Воспитатель - а какие мы с вами трудовые поручения выполняем в детском саду? (трудимся в уголке природы: поливаем комнатные растения, ухаживаем за ними; наводим порядок в игровом уголке в вечернее время; трудимся на прогулке: подметаем на веранде, убираем с участка сухие ветки, листья, убираем снег зимой).

Воспитатель - Молодцы, вы действительно любите трудиться!

Повторное чтение стихотворения .

Воспитатель - а сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Эй! Попрыгали на месте, (прыжки)

Эх! Руками машем вместе . (движение «ножницы» руками)

Э-хе-хе! Прогнули спинки , (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки . (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Э-ге-ге! Нагнулись ниже . (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе . (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй ! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко . (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Воспитатель - Ребята, кукла Даша что-то хочет мне сказать! (прислушиваюсь)

Воспитатель - Она предлагает полить наши цветы. Пройдёмте к столам, наденем фартуки. Но перед началом работы вспомним, как нужно поливать цветы? (под корешок аккуратно, не спеша).

О
бращаю внимание на грустный цветок, спрашиваю, почему он грустный (его не поливали, за ним не ухаживали) Труд детей.


Динамическая пауза «Потрудились – отдохнём»

П
отрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Воспитатель - Ребята, какие вы сегодня молодцы! Как дружно потрудились! Думаю, что кукла Даша осталась довольна нашей работой.

Воспитатель - Скажите, пожалуйста, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

Дети - не мешайте мне трудиться.

Воспитатель - О ком в нём говорится?

Дети - о девочке

Воспитатель - Хотели бы вы быть на неё похожими? Почему?

Дети -да, она трудолюбивая, добрая.

Воспитатель - Вам понравилось стихотворение?

Дети -да.

Воспитатель - а что полезного мы с вами сегодня сделали?

Дети -полили цветы.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, наш цветок улыбается! Как вы думаете, почему?

Дети -помогли ему, дали попить

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА

«ИГРЫ С КУКЛОЙ»

Подготовила: методист СП «Детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск Киселева Е.Н.

Игры с куклами для детей 2-3 лет.

Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры. Каждая из них выполняет свою образовательную и обучающую функцию. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков.

Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10-12 минут.

При организации игровых занятий необходимо:

Включение игровых разминок в вводной части занятия, формирующих у малышей мотивацию к деятельности, эмоционально-положительное отношение ко взрослым и сверстникам;

Эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий: чтением наизусть небольших художественных текстов (пестушек, уговорушек, потешек), пением колыбельных песенок;

Инициирование воспитателем повторения художественного слова детьми во время их самостоятельных действий и повторов;

Обеспечение каждого ребенка комплектом необходимого оборудования;

Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.

Конспект игры-занятия № 1 «Катя проснулась»

Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.

Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик).

Предварительная работа: разучивание потешки «Водичка-водичка»

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя» (подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи покрывало и подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран. Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

«Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, папа». Андрюша, умой дочку.

Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду.

Обучение данному игровому действию с куклой можно проводить с детьми с низким уровнем игровых умений.

Конспект игры-занятия № 2 «Напоим Катю чаем»

Цель: развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик), набор чайной посуды, оладушки (кружки из пластика)

Предварительная работа: знакомство с игровым действием «Катя проснулась», дидактическая игра «Напоим Катю чаем»

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чаю приготовлю».

Посмотрите какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!

После того, как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.

Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, катаются на качелях, на машине и т.д.

Конспект игры-занятия № 3 «Оденем Катю на прогулку»

Цель: развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Оборудование: два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).

Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда».

Ход игры. Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку». Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, синие)».

«Наденем на ножки

Новые сапожки

Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить. (Е.Благинина «Новые одежда»)

Чтобы Катя не замерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочке кофточка? (Большая, теплая, красная). Что теперь будем одевать? (шапку). У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (большая, красная). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам (пальто, шубу).

«Моя Катя маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая».

При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла» (муз. М. Старокодомского, сл. О. Высотской).

«На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей».

Конспект игры-занятия № 4

«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Цель: продолжать учить выполнять в игре два-три последовательных действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.).

Оборудование: куклы (2-3) одетые на прогулу. Шкаф для кукольной одежды.

Предварительная работа: дидактическая игра "Научим Катю раздеваться после прогулки».

Ход игры: воспитатель говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться». Сначала развяжем шарф.

«Развязали Катеньке

Шарфик полосатенький»

(А.Барто «Катя в яслях»)

Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно.

«Вещи надо убирать

Не придется их искать» (А.Барто «Маша-растеряша»).

А сейчас, что мы поможем снять нашим дочкам? (шубу)

«Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая»

Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.

Куда мы повесим шубу? (в шкаф).

Что мы еще не сняли? (сапожки)

У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (большие, синие). Куда мы поставим сапожки? (в шкаф)

«Снимем с ножки

Новые сапожки».

Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (нет). Что еще надо снять? (колготки). У моей Кати маленькие красные колготки, а у твоей дочки какие? (большие, синие). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!

«Вот они сандалики

У нашей Кати-крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки» (Е.Благинина «Научи обуваться и братца»)

А теперь можно играть? Нет, надо умыться.

Конспект игры-занятия № 5 «Покатаем кукол с горки»

Цель: приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

Оборудование: набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина), куклы разных размеров, санки, образные игрушки (мишка, зайцы и т.д.)

Предварительная работа: сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказала моя дочка кукла Катя»:

«Ночью выпал первый снег.

Я оделась раньше всех.

Я санки качу,

Гулять хочу» (З.Александрова «В рукавичках маленьких»)

А ваши дочки хотят гулять? У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (с горки). Давайте построим куклам горки. Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горки. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Благодарит детей за дружную работу, читает стихотворение:

«На горочке нашей детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша и Сашенька есть!» (З.Александрова «У нас в квартире»)

«Покатились санки вниз

Крепче, Катенька держись!

Ты сиди, не упади-

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А не то разбиться можно!»

Конспект игры-занятия № 6 «Покатаем кукол на машине»

Цель: учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Продолжать развивать умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир)

Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики), рули (2-3 штуки), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т.п., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т.п.)

В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.

Предварительная работа: сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала куклу Катю и говорит: «Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот тебе руль. Покатай, пожалуйста мою Катю»)

Во время игры воспитатель поет песню «Машина» (муз.Попатенко, слова Н.Найденовой)

«В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина идет гудит:

«Би-би-би!» Би-би-би!

В машине, в машине

Ребят полно.

Поехали дети

Глядят в окно:

«Би-би-би! Би-би-би!

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой.

Приехали дети.

Машина, стой!»

«Спасибо, Саша», говорит педагог, - ты был хорошим шофером. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету). А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить. Что сначала поставим? (кубики) А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку- пластину и поставить кирпичик – получится кабина шофера) А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров. Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина» (дети подпевают). При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете (вспомнить стихотворение А.Барто «Самолет построим сами» или поплыть на корабле и прочитать стихотворение А.Барто «Матросская шапка»).

Конспект игры-занятия № 7 «Новая комната для кукол»

Цель: продолжать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.

Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т.д.). В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.

Предварительная работа: постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям спрашивает: «Это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме?» (куклы, мишка, зайка и т.д.) Но кукла Катя говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки? Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване. Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели и т.п. Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру, приговаривает:

«Баю-бай, баю-бай.

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Катю не буди»

Или: «Наступила ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко» (П.Воронько «Спать пора»)

Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»:

«Час обеда подошел,

Села Катенька за стол»

Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.

При повторении игры можно обыграть стихотворение С.Капутикян «Маша обедает».

Конспект игры-занятия № 8 «Купание куклы Кати»

Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.

Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), «шампунь», мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Катя, у нее «испачканы» руки.

Предварительная работа: дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

«Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?» (А.Барто «Девочка чумазая»).

Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды в ковшике. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце?» (дает поручение Ване, Андрею, Коле). Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики. Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (в ванночку) А сейчас, Андрюша, что ты будешь делать? (Помою кукле Кате голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги). Попроси Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать.

В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: «Теплую водичку

Льем на нашу птичку» (Е.Благинина «Аленушка»)

Хлоп-хлоп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Катенька помоется,

Причешется, оденется. (С.Капутикян «Хлоп-хлоп»)

Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате русскую народную песенку:

«Баю-баю, баиньки,

В огороде – заиньки.

Зайки травку едят,

Кате спатеньки велят»

Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

Конспект игры-занятия № 9 «Стирка кукольного белья»

Цель: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Способствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр.

Оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель), утюг, кукольное белье, стойка для развешивания белья, гладильная доска.

Предварительная работа: дидактическая игра «Стирка кукольного белья».

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, тазы. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу». Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазиках - главное, чтобы все дети находились рядом. Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (нельзя, потому что не принесли воды) Какая нам нужна вода? (теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в тазы).

Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельные тазики. Во время игровых действий воспитатель может спеть песню «Большая стирка»

«У меня большая стирка,

Мне белье стирать не лень.

Я в лоханку лью водицу

И стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене

Станет чистым все белье.

Постираю и поглажу

Даже платьице свое

Если, Катя, ты захочешь,

Постираю и твое»

По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого. После того, как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье. В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки привыкли к порядку» Игру можно повторить два-три раза с различными детьми. Воспитатель поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.


Конспект игры-занятия № 10 «Кукла заболела»

Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.

Оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы-заместители), сумка доктора, халат, колпак (в 2-3 экземплярах).

Предварительная работа: беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении, рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Кати. Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Катино сердечко: тук-тук-тук? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Теперь Катя пусть поспит.

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:

«Тихо. Тихо. Тишина.

Катя бедная больна.

Катя бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится».

«Давай, Вова, споем Кате песенку» (желательно взять хорошо знакомую детям песню). Вот видишь, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась». Игру целесообразно повторять в течение одной-двух недель с другими игрушками, например, с мишкой, зайкой и т.д.

Началом для подобных игр могут служить стихи:

Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

Не могу, больной.

Ой, ой, ой, бедный! (Е.Благинина)

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится –

У кого будешь лечиться? (Е.Чарушин, Е Шумская)

Конспект игры-занятия № 11 «Построим куклам дом»

Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.)

Предварительная работа: занятие по конструированию на тему: «Домик для куклы»

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.

В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом?» (из кирпичиков). Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной). Это будут стены дома. А как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены). Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике? (если кукла высокая, то воспитатель показывает, как строить высокий дом).

Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (при этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома).

В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой, детей: одному предлагает сделать забор, другому –дорожку к дому и т.д.

Поощряет совместные игры детей.

Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом» (муз.М.Красева, сл.С.Вышеславцевой):

«Тук, да тук,

Тук, да тук,

Раздается

Громкий стук.

Строим дом,

Дом большой,

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом

И вверху флажок прибьем.

Будут жить

В доме том

Зайка с куклой (мишкой)

И слоном».

Когда постройка дома или домов закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Катя. Педагог читает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Конспект игры-занятия № 12 «Сделаем Кате красивую прическу»

Цель: обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр.

Оборудование: расчески, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.

Предварительная работа: рассматривание соответствующих иллюстраций.

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво». Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку красиво? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижем нашим дочкам челки. Вот так. И сзади тоже подстрижем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы. Для этого еще раз причешем их. Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платьице и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье какого цвета? Какой ты выберешь бантик?

Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы все уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения.

Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряя игры «рядом», «вместе».

Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет. Затем идут в «кино», «магазин» и т.д.

Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «подстригите, пожалуйста», «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.

Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».

Конспект игры-занятия № 13 «День рождения куклы Кати»

Цель: продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Оборудование: кукла Катя в нарядном платье; образные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы-заместители).

Предварительная работа: празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры-хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры «Догони мишку», «Найди зайку» и др.

Ход игры: воспитатель говорит, что у ее дочки Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют ее. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда или с зайкой, который подарит Кате сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пирог, приговаривая:

«Уж я Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая…» (русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)

Дети собираются на день рождения. По совету педагога, Сережа берет, например, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую шишку. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».

Гости поют песню «День рождения» (муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель):

«Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки и подарки?

У кого глаза блестят»,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение про флажок». Дети читают стихотворение А.Барто «Флажок» и дарят Кате флажок.

А кто хочет рассказать Кате про кота? (потешка «Как у нашего кота»). Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно. Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает мишка, потом – дети, затем детей догоняет Катя.

«Вот какой веселый день рождения был у Кати, - говорит педагог.- Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает». При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

Конспект игры-занятия № 14 «Куклы на прогулке»

Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретенными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.

Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные игрушки «матрешки, зайцы, мишки и т.д.»

Предварительная работа: занятия по конструированию. Темы построек: дорожка (узкая и широкая), поезд, машина, дом, ворота, горка и т.д.

Ход игры: Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков – «пап» попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке». Дети одевают кукол (см. конспект № 3 «Оденем Катю на прогулку»). Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку. Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение З.Александровой «Катя в яслях»:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Одели на ножки

Красные сапожки».

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:

«Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой»

Или

«Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ! Топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!»

Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:

«Ходит Катенька с трудом,

В первый раз обходит дом:

Топ-топ.

Мама водит взад-вперед

Дочка ходит взад-вперед:

Топ-топ».

Если же дети построят поезд, то во время поездки на нем уместно вспомнить стихотворение Э.Машковской «Мчится поезд».

При повторении игры вводится строительство одной-двух новых, более сложных построек. Воспитатель дает образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, также использует и игрушки-заместители (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрешка).

В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.

Используемая литература:

  1. «Ребенок третьего года жизни» под ред. С.Н.Теплюк, Москва, «Мозаика-Синтез», 2011г.
  2. О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту», Волгоград, «Учитель», 2012г.
  3. Л.Павлова, В.Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования», Москва, «Обруч», 2013г.