Исследование проблемы одиночества в современном обществе. Одиночество среди людей или полная изоляция — что страшнее? В работе Кирпикова А

Проблема одиночества была актуальна во все времена. Существует она и в современном мире. Разумеется, сегодня люди пользуются интернетом и различными средствами связи, позволяющими общаться безгранично. Однако, по данным психологов, тот, кто чаще всего обращается к социальным сетям, более других ощущает чувство одиночества, то есть отсутствие родственной души. Порой такой человек придумывает какие-либо жизненные события и истории. И это все для того чтобы привлечь к себе внимание. Часто возникает у тех людей, которые не хотят принимать то общество, которое их окружает.

Они противопоставляют себя другим, всячески пытаются оградиться от всего мира и нередко идут против общепринятых норм и традиций.

Ребенок и одиночество

С существованием проблемы легче согласиться в том случае, когда у человека нет семьи, друзей и близких людей. Однако ситуации бывают разные. Иногда чувство одиночества посещает человека, находящегося в окружении родственников. К сожалению, такой феномен существует, хотя и кажется просто невероятным.

Так, существует проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей. Аргументы, приводимые психологами, свидетельствуют об опасности данного явления. Ведь страхи и эмоции, пережитые в раннем возрасте, оказывают сильное влияние на формирование личности, а, следовательно, и на всю жизнь человека. Именно поэтому взрослые должны обратить внимание на проблему своего малыша.

Каковы же причины того, что ребенку становится одиноко? Самая очевидная из них - отсутствие внимания со стороны близких ему людей. Нередко взрослые настолько поглощены своими заботами и проблемами, что на свое чадо у них просто не хватает свободного времени. Задумайтесь, может, в вашей семье сложилась такая ситуация? Если да, то она требует немедленного исправления. И в пользу такого шага говорит весомый аргумент. Проблема одиночества, по мнению психологов, приводит к тому, что дети становятся замкнутыми, угнетенными и отчужденными. Ребенок, предоставленный долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий.

Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход родителей к вопросам воспитания. Некоторые папы и мамы ошибочно полагают, что лучше самого ребенка знают, что ему нужно. При этом происходит игнорирование интересов еще не сформировавшейся личности. Оказывать такое давление на маленького человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание.

Как оградить ребенка от одиночества?

Возникшая проблема требует немедленного устранения. Конечно, пути ее решения непросты, однако они существуют. Отогнать от ребенка чувство одиночества помогут постоянные усилия близких ему людей. Главным помощником в этом будет служить родительская любовь. Но она должна выражаться не в материальных благах, а в искренней чуткости, заботе и участии в жизни малыша. Нужно постоянно интересоваться делами своего чада и не отмахиваться от него, когда он приглашает вас поиграть с ним.

Проблема детского одиночества в литературных произведениях

Многими писателями и публицистами поднималась тема отсутствия внимания к жизни и интересам маленького человека. Они нередко рассуждали над тем, как же возникает проблема одиночества. Аргументы из литературы, которые могут быть приведены по данной теме - повесть Павла Санаева - «Похороните меня за плинтусом». Главный герой произведения - мальчик Саша Савельев. Он рассказывает читателям об утраченных мечтах и несбывшихся надеждах по причине нравственного безразличия взрослых. У мальчика нет игрушек и нет друзей. Все это заменяет лишь маленькая мышка. Когда ее не станет, Саша в полной мере ощутит одиночество ребенка среди взрослых людей.

Такое же чувство овладевает и героиней повести, написанной Диной Сабитовой «Три твоих имени». Это история о страшной судьбе девочки, которая прошла настоящий ад полуголодной нищей жизни сначала в родной семье, а затем в детском доме и у приемных родителей.

Мужское одиночество

Нередко представители сильной половины человечества не имеют никаких привязанностей и близких связей. Некоторые мужчины считают такое состояние нормой. Так ли это? Для понимания данного вопроса необходимо рассмотреть, какой в противовес этому приводится психологами аргумент.

Проблема одиночества, по мнению специалистов, может крыться в неадекватной самооценке мужчины. Такой человек просто уходит от отношений с окружающими ему людьми. Он боится критики своих способностей и талантов, которая принесет ему боль.

Причиной одиночества мужчины может стать отсутствие коммуникативных навыков в общении с окружающими. Часто в основе такой незрелости лежит застенчивость, которая возникла из-за психологической травмы, полученной в детстве или в юности.

Причиной может стать наличие социофобии. Корни этого явления лежат глубоко и кроются в навязывании мальчику взрослого мнения. Например, начало посещения детского сада при психологической неподготовленности малыша. Это становится причиной испуга и приводит к возникновению желания проводить время в одиночестве, подальше от других детей.

Причиной замкнутости мужчины может стать психопатология, выражающаяся в депрессии, аутизме, шизофрении, склонность к алкоголизму. Проблема одиночества возникает и у тех молодых парней, которые имеют сильную эмоциональную привязанность к своей матери. Однако не только в результате неразвитости или человек не контактирует с окружающим его миром. Как прямую противоположность всему сказанному выше можно привести и другой, достаточно веский аргумент. Проблема одиночества порой становится элементом духовного роста. Здесь разговор идет о вершине развития человека.

Тема одиночества мужчины в литературных произведениях

Чувство отсутствия привязанностей преследует многих представителей сильной половины человечества. Многочисленные аргументы, к проблеме одиночества человека имеющие прямое отношение, встречаются в произведениях отечественных и зарубежных писателей. Есть книги, которые буквально пронизаны этим чувством, и среди них - труды Маркеса.

Во многих произведениях этого автора поднимается проблема одиночества. Аргументы из литературы, принадлежащей перу Маркеса - герой его романа «Посторонний». Кроме этого, об одиночестве писал Альберт Камю, а также Трумен Капоте («Завтрак у Теффани») и Герман Гессе («Демиан»). В этих произведениях одиночество является особой жизненной канвой с вплетенными в нее надеждами и терзаниями, отчужденностью и уединением, внутренними конфликтами и противоречием.

Весомый аргумент к проблеме одиночества человека, избравшего путь служения - это роман Л. Толстого «Война и мир». В этом произведении перед нами предстает образ великого полководца Кутузова. Он спасает страну и щадит жизни солдат, отдавая Москву без боя. Основная задача, которую ставит перед собой главнокомандующий - избавить Русь от врагов с минимальными потерями для своей армии. Однако официальная власть придерживается другого мнения. Она желает добиться славы любой ценой. В итоге автором поднимается проблема трагического одиночества человека. Аргументы к ней - отставка, а затем преждевременная смерть великого полководца. Такова плата за принятое решение.

Во многих произведениях русских писателей поднималась проблема одиночества. Аргументы из литературы по этому вопросу - герой А. Пушкина Евгений Онегин. На первый взгляд его можно было отнести к социально активной личности. Онегина с радостью принимали в Причем герой получал истинное удовольствие от ведения столь праздной жизни. Однако в конце романа Онегин делает для себя вывод о том, что он всегда был «чужой для всех…».

В каких еще произведениях поднимается проблема одиночества? Аргументы из литературы могут быть приведены следующие:

  1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его главный герой Базаров одинок как в любви, так и в дружбе и взглядах.
  2. Роман Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нем образ Печорина - это многогранное одиночество, как лирическое, так и гражданское, а также вселенское.
  3. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ее герой, Александр Чацкий, испытывает одиночество, не находя поддержки своим мыслям в социуме. Свою ситуацию он воспринимает как личную трагедию.

Женское одиночество

Жалобы на данное состояние можно часто слышать от представительниц слабого пола. Причем тема такого одиночества волнует, как правило, именно самих женщин. К сожалению, испытывать такое чувство могут даже замужние дамы или те, у кого имеются любовные отношения.

В чем же истоки данной проблемы? Психологи объясняют ее наличие:

Комплексами и неуверенностью, когда женщины сравнивают себя с красотками с обложек глянцевых журналов;

Стереотипами, когда дамы полагают, что мужчины любят только блондинок, женятся на стервах и т. д.;

Отсутствием осмысленности в поиске партнера.

Но как бы там ни было, психология касается, как правило, отсутствия рядом любимого мужчины. О возникновении этого чувства говорят даже те разведенные девушки, у которых есть дети. Свое состояние они проецируют на малыша, говоря: «Мы никому не нужны». Желание женщины иметь семью заложено самой природой. Маленькие девочки уже в детском саду начинают играть в дочки-матери, варить в пластмассовой кастрюльке суп и пеленать кукол. При этом они мечтают о красивом муже и о роскошной белой фате.

Однако такова что, даже одев обручальное колечко на руку, представительница слабого пола может ощущать себя одиноко. Нередко это объясняется тем, что многие семьи живут как бы по инерции, и супругов не интересуют настроения и мысли друг друга. Нередко случается такая ситуация, когда женщина с любовью готовит для своего мужа ужин, получая в ответ дежурное «спасибо».

Иногда дамы сами обрекают себя на одиночество после неудачного романа. Они болезненно переживают ситуацию, испытывая унижение. И здесь возникает проблема преодоления одиночества. Аргументы, приводимые психологами, указывают на то, что ее необходимо решать. В противном случае женщина станет еще несчастнее, чем была раньше. Создавать новые отношения ей будет мешать страх ее предубежденности, что все мужчины - это зло.

Тема одиночества женщины в литературных произведениях

О жизни простой русской колхозницы повествует в своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын. Это одинокая женщина, потерявшая на фронте своего мужа и схоронившая шестерых детей. Матрена Васильевна, так зовут главную героиню рассказа, в одиночку борется с тяготами жизни. Ей, имеющей трудовой стаж в совхозе, не выплачивают пенсию. Не смогла она добиться и выплат за потерю кормильца. Однако Матрена не утратила своих человеческих чувств. Она с готовностью откликается на чужую беду и продолжает нести крест хранительницы домашнего очага.

Очень ярко женское одиночество показано в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Это произведение о разрыве отношений главной героини со всеми сферами жизни. Здесь же автором освещена и проблема влияния одиночества на человека. Аргументы в пользу того, что любовь Вронского и Анны обречена на провал, очевидны. Отчуждение общества и его неприятие возникших чувств, противоречащих морали светских кругов. Молодая и жизнерадостная в начале романа женщина в итоге доведена до полного отчаяния и гибнет под колесами поезда.

Одиночество людей преклонного возраста

Проблема невостребованности, появление чувства покинутости и непонимание со стороны молодежи часто сопровождает стариков. Это усугубляется тем, что также испытывают на себе отсутствие поддержки и заботы государства. А ведь нередко это проблема одиночества человека, посвятившего себя другим. Аргументы в пользу необходимости ее решения - социальные аспекты вопроса.

Каковы же причины появления одиночества в преклонные годы? Это отсутствие родственников и детей или отдельное проживание от них. Нелегко старики переносят и смерть супруга или супруги. Для Российского государства характерна еще одна проблема одиночества пожилых людей. Аргументы к затворничеству стариков - финансовая беспомощность и невозможность справиться с бытовыми и гигиеническими вопросами.

Тема одиночества пожилых людей в литературных произведениях

О жизни старой деревенской женщины повествует рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Его главной героине, Екатерине Ивановне пришлось испытать одиночество, несмотря на то, что у нее есть дочь Настя. Автором поднимается проблема одиночества старых людей. Аргументы, подтверждающие ее существование - это осознание главной героиней своей ненужности, ведь дочь не навещает ее уже в течение четырех лет. Это приводит к тому, что старая женщина доживает свои дни в полном одиночестве.

Эта же проблема поднималась и А. С. Пушкиным. В своей повести «Станционный смотритель» он показал, насколько страшна картина одиночества старого человека. Герой истории, Самсон Вырин был оставлен дочерью, поехавшей вслед за любимым.

То, как меняет человека одиночество, убедительно показал нам Н. В. Гоголь. Герой его романа «Мертвые души» Плюшкин сам отстранил от себя своих детей. Он боялся, что те разорят его. Результатом одиночества Плюшкина стала деградация личности.

Одна из проблем жителей больших городов

Огромное скопление народа в мегаполисах не позволяет людям часто встречаться и не располагает к тесному душевному общению. Все торопятся и бегут по своим делам, часто не обращая внимания на того, кто находится рядом. Женщины и мужчины живут как будто по инерции. Однако наступает определенный момент, и каждый из них понимает, что наступило одиночество, ведь рядом никого нет. Найти описание такого состояния можно во многих литературных произведениях. Есть оно и в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи». В нем автором поднимается проблема одиночества людей в больших городах. Аргументы, подтверждающие существование такой ситуации - несовпадение интересов и тотальное разъединение людей. В центре повествования Ф. М. Достоевского - история одинокого Мечтателя. На его жизненном пути повстречалась девушка Настенька. Мечтатель влюбляется в нее и с ее помощью пытается выбраться из «темницы» одиночества.

Однако Настенька любит другого и остается верна своему чувству. Она извиняется за свое предательство в написанном Мечтателю письме. Тот прощает девушку, но, продолжая любить ее, остается одиноким в не понимающем его холодном городе.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее глубокого социально-философского осмысления. Только при наличии широкого междисциплинарного подхода возможно точное понимание феномена одиночества, его трансформации в современном мире и прогнозирование воздействия на мир будущего.

Человек XXI века чувствует себя все более оторванным от себе подобных. Он ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным в чуждом ему мире. В сфере глобальных политических и экономических взаимоотношений отдельный индивид и его внутренний мир теряют свое первостепенное значение по сравнению с интересами государства, региона, организации или коллектива.

Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме одиночества в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а следовательно, и установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек. Характер изменений, происходящих в современном обществе, например, в интерпретации Д.Белла, выглядит как переход от производства вещей к производству услуг. Ученый называет такое общество постиндустриальным обществом, в котором разворачивается информационная революция.

Другие исследователи дают ему различные определения: «посткапиталистическое общество», «глобализирующееся общество», «информационное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна», «общество риска», «индивидуализированное общество», и список этот можно продолжать дальше. Однако перечисленные характеристики современного общества не являются синонимами, это его отдельные грани, характеризующие проявление его специфических свойств, которые существуют в этом обществе одновременно.

В связи с этим особо актуальным становится сопоставление с позиций социальной философии феноменов одиночества и коммуникации в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

Сфера высоких технологий и искусственного интеллекта отгородила людей друг от друга, общение в виртуальной среде нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: зачастую люди, находящиеся рядом, предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде, нежели с глазу на глаз. Это порождает проблему виртуальной коммуникации как псевдозаменителя реального общения, что в свою очередь очень неоднозначно влияет на проблемы одиночества конкретного индивида.

Большинство исследований одиночества в современной науке ограничено рамками социальной психологии и социологии. Поэтому одиночество традиционно понимается как негативное эмоциональное переживание в социальной изоляции от других людей, как социальное явление, распространяющееся с появлением мегаполисов, увеличением социальной мобильности населения, кризисом семейных отношений.

Одиночество является понятием, жизненный смысл которого кажется доступным. Однако такая ясность обманчива, а понимание обыденно, поскольку феномен одиночества наполнен противоречивым философским содержанием, представляющим трудность для рационального анализа. Ценность социально-философского осмысления одиночества заключается в акцентировании внимания на значимости данного феномена для человека и общества. Опасность понимания его только как индивидуального феномена заключается в том, что при этом игнорируются ситуации и причины, при которых одиночество возникает и ощущается человеком. Тем самым не учитывается множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью одиночества как явления социального.

Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека, в конечном итоге, приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем.

С другой стороны, чрезмерное внимание к социальным проявлениям одиночества без учета его значимости для внутреннего мира человека может привести к недопониманию важнейших личностных функций одиночества.

Тема исследования актуализируется необходимостью привлечения внимания к угрожающей стандартизации современного общества, к опасности интеллектуальной деградации. Возможность преодоления сложившейся ситуации видится, в том числе, в изменении социального отношения к одиночеству. Борьба с негативными последствиями одиночества должна начинаться не с искоренения одиночества как такового, а с формирования нового отношения к нему. Большое значение имеет социально-философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции одиночества, определить отличительные особенности социальных модусов одиночества, таких как несвоевременность, покинутость, непонятость. Это позволит увидеть истинные причины социальных аномалий и снизить риск их возникновения.

Степень научной разработанности темы исследования. Одиночество представляет собой сложнейшее социальное явление, требующее междисциплинарного анализа. Изучение данного феномена и аспектов его взаимосвязи с асоциальным поведением необходимо, но это является прерогативой психологии и социологии. Взаимосвязь суицидального поведения и одиночества, например, уходит своими корнями в область психопатологии. Это медицинская проблема, которая достаточно серьезна и имеет обширную базу исследований.

Современная философская научно-справочная литература не дает определения одиночеству. Однако история гуманитарной мысли показывает, что философия всегда признавала ценность одиночества. Проблема заключается в том, что определения, которые используются, носят сугубо психологический характер и отражают только негативные характеристики исследуемого явления. Таким образом, существует потребность в определении одиночества, отражающем его философское содержание.

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний об одиночестве как индивидуальном и социальном явлении, можно выделить несколько групп источников.

Первая группа включает труды тех мыслителей в истории философии, чьи размышления, так или иначе, касаются одиночества и отражают отношение к данному феномену. Ценность этих работ определяется тем, что, несмотря на принадлежность к различным философским направлениям, они включают как общие, свойственные каждому времени особенности одиночества, так и индивидуальные отличия, обусловленные жизненной ситуацией и субъективной позицией каждого автора.

Размышления Платона, Аристотеля, Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия, Конфуция отражают понимание одиночества древними мыслителями.

Средневековая позиция в отношении одиночества, окрашенная религиозными убеждениями автора, наиболее ярко представлена в работах Августина Аврелия (Блаженного).

Новое восприятие человека мыслителями эпохи Возрождения отражается и на отношении к одиночеству, на понимании его предназначения. Новый смысл пребывания наедине с собой обнаруживается в творчестве таких мыслителей, как Д. Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, Дж. Манетти. Изменение взглядов на одиночество в процессе формирования понимания новоевропейской личности прослеживается в работах Н. Макиавелли, М. Монтеня, Б. Паскаля, кроме того, антропологическая мировоззренческая ориентация Л.Фейербаха, имели большое значение для осознания ценности одиночества в процессе перехода к Новому времени.

Ценность единичного человека с его ответственностью и огромными возможностями познания через собственную единичность провозглашает датский теолог и философ С. Къеркегор. Экзистенциальная направленность в понимании одиночества представлена в истории философии работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, М. Бубера, Н.А. Бердяева и др.

Для XX века характерно нарастание отрицательного отношения к одиночеству. Эта позиция отражена в работах социального философа и психолога Э. Фромма. Патологическое одиночество, изучалось и другими представителями неофрейдизма.

Следующая группа источников - это работы, отражающие трансформацию социально-философской и культурологической мысли, оказавшие значительное влияние не развитие теории одиночества в ракурсе данного диссертационного исследования. К ним относятся научные воззрения, изложенные в исследованиях зарубежных мыслителей (X. Ортега-и-Гассета, П. Тиллиха, В. Виндельбанда, X. Хофмайстера, Э. Левинаса, Ж. Липовецки, Н. Элиаса, Р. Сеннета, Г. Лукача), современных отечественных социальных философов (А.А. Гусейнова, В.В.Бибихина, К.Х. Момджяна, B.C. Барулина.

Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С. Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии. Важными для понимания возрастных характеристик переживания одиночества являются психологические и педагогические исследования.

Большой вклад в изучение одиночества через взаимосвязь данного феномена с общением внесли М.С. Каган, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Е.Я. Мелибруда, Л.А. Ситниченко. Возможности психотерапии одиночества представлены в работах И. Ялома и др.

Социальные философы, подобно социологам, рассматривают феномен одиночества через призму социальных процессов и механизмов: через политические изменения в обществе как покинутость Г.Д. Левин; через аномию как следствие изменения социальной структуры Ж.В. Пузанова и В.И. Курашов.

В современной научной литературе есть исследования, которые в контексте изучения других социально-философских проблем выходят на серьезный анализ одиночества.

Следует отметить, что на современном этапе как отечественные, так и зарубежные исследования одиночества изложены, в основном, в научных статьях. Классические зарубежные подходы к изучению проблемы одиночества представлены в хрестоматийном сборнике «Лабиринты одиночества» под редакцией Н.Е.Покровского. Данный сборник имеет монографическую целостность, поскольку работы зарубежных авторов не только объединены единой проблематикой, но имеют структурное и логическое единство. В сборнике представлены классические психологические, социологические и социально-психологические теории одиночества. В рамках перечисленных наук были предприняты наиболее настойчивые попытки классифицировать виды одиночества, определить понятия «одиночество», «изоляция», «уединение», «аномия». И сследования психодинамического направления нашли отражение в работах Дж. Зилбурга, Г. Салливана; интеракционистского направления Р.С. Вейса; экзистенциального направления К. Мустакаса, Фон Вицлебена; когнитивного направления Л. Пепло, Д. Перлмана, Дж. Янга; теоретико-системные модели одиночества Дж. Фландерса, феноменологические К. Роджерса, У. Садлера, Т. Джонсона, интимные В. Дерлеги, С. Маргулиса, а также социологические концепции одиночества К. Боумена, Д. Рисмена, П. Слейтера, М. Мид.

Современная социальная реальность отличается тем, что возможности человека обрести себя и свой внутренний мир, сдерживаются тиранией общественного, анонимностью, безликостью отношений, пропагандой опасности одиночества. Таким образом, «современное общество похищало и похищает нас у нас самих», - считает В.А. Кувакин, аргументируя собственный гуманистический взгляд на мир и человека.

Хотя изучение процессов, связанных с трансформацией современного общества, началось сравнительно недавно, можно отметить, что определенные аспекты жизни личности, в том числе и ее одиночество уже нашли отражение в исследованиях З. Баумана, У. Бека, А. Брюса, А.Д. Елякова, В.Л Иноземцева, Н.В. Корытниковой, Ф.В. Лазарева, И.А. Мальковской, Д.А. Силачева, Э. Тоффлера, Н. Элиаса, Э. Фромма и др. Из этих работ можно сделать вывод, что наиболее важными аспектами современного общества являются быстрая смена социальных структур и несовпадение характеристик институциональных структур и личных ситуаций. Итогом жизни в таком обществе является нарастающее одиночество.

Кроме того, в указанных работах отмечено усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, что ведет к нарастанию неуверенности, неопределенности и становится серьезным препятствием для личностного творчества в условиях социального хаоса, являющегося следствием процессов индивидуализации общества. Этот аспект тоже требует дальнейшего изучения.

Исходя из анализа содержания степени разработанности темы исследования, можно сделать вывод, что существует достаточно большой пласт разнообразной (социологической, психологической и социально-философской) литературы, дающей определенные теоретические представления и большую фактологическую базу о трансформациях современного общества и конкретно о феномене одиночества в таком обществе. Однако эта информация в существующем виде фрагментарна и несоизмерима по целому ряду параметров.

Из вышеизложенного следует, что проблема социально-философского анализа одиночества в условиях социальной трансформации современного общества хоть и находится в поле зрения отечественных и зарубежных ученых, но ее решение еще далеко не завершено, что позволяет говорить о наличии обширной исследовательской лакуны. Этими соображениями и определяется наше обращение к данной тематике.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.

В работе ставятся следующие задачи :

– определить проблемную область одиночества в современном обществе;

– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;

– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе;

– показать разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации;

– описать социальную индивидуализацию как фактор формирования одиночества;

– систематизировать методологию социально-философского исследования одиночества в условиях социальной трансформации современного общества;

– проанализировать социальные факторы одиночества в современном мире;

– изучить преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе;

– показать синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе;

– исследовать одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества;

– описать информатизацию общества как условие влияющее на состояние одиночества;

– проанализировать глобальную сеть Интернет как инструмент преодоления одиночества в условиях современности.

Объектом исследования является феномен одиночества в современном трансформирующемся обществе.

Предметом исследования являются социально-философский анализ формирования и преодоления одиночества в условиях социальной трансформации.

Теоретические и методологические основы исследования. Проблема одиночества с ее многогранностью и сложностью проявлений в современном мире поставила задачу его целостного изучения как феномена индивидуальной и социальной жизни.

Методологической основой диссертации является совокупность социально-философских подходов к изучению феномена одиночества, его социальных и личностных функций. В качестве методологической базы используется принцип диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности одиночества как индивидуального феномена и социального явления. Применяемый в работе системный подход как понимание человека во взаимосвязи с другими людьми и обществом позволил рассматривать одиночество как явление социальное.

Кроме того, в ходе исследования использовался метод сравнительно-сопоставительного анализа различных точек зрения и подходов, дающий возможность проследить контекстуальную нагрузку понятия «одиночество» и конкретно-исторический подход, позволивший изучить понимание исследуемого феномена в зависимости от трансформации социальных и культурных факторов в современном обществе.

Особенности предмета изучения обусловили междисциплинарный характер данного диссертационного исследования. Его основу составили системный и логический подходы. При изучении какого-либо явления социальной реальности междисциплинарный подход имеет особое значение, поскольку всякое социальное явление многогранно.

Информационную базу исследования составили положения и выводы, представленные в философской, социологической и социально-психологической мысли, что позволило рассмотреть исследуемый феномен во взаимосвязи его индивидуальных и социальных проявлений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– определена проблемная область одиночества в современном обществе как определенная форма самосознания, и показывающая раскол отношений и связей внутреннего мира личности;

– концептуализирован социально-философский категориальный аппарат теории одиночества как вневременного и универсального феномена общественного бытия;

– представлены типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе в контексте психологического, космического, культурного и социального аспектов;

– показано разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации, связанное с увеличением количества общих для человечества проблем, а так же расширением числа и типов интегрирующихся субъектов;

– рассмотрена социальная индивидуализация как фактор формирования одиночества являющегося следствием не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе;

– систематизирована методология социально-философского исследования одиночества в условиях современного общества базирующаяся на синтезе различных дискурсивных практик и основанная на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию;

– определены социальные факторы одиночества в современном мире, которые не обязательно отождествляются с состоянием физической изолированности человека;

– выявлено преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе связанных с осознанием неполноценности отношений с личностно значимыми людьми, возникновением острого дефицита удовлетворения потребности в общении;

– доказано, что синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе зависит от породивших их причин и интенсивности перемен в самосознании людей, вызывающих потерю ощущения постоянства образа мира;

– концептуализировано одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества, приводящих к разрушению иерархических структур, замене пространства мест пространством потоков;

–информатизация общества определена как условие, влияющее на состояние одиночества путем легитимации наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности;

– доказано, что глобальная сеть Интернет является инструментом преодоления одиночества в условиях современности, когда количественные характеристики Интернент перешли в качественные связанные с возновением большого числа самоорганизующихся интернет-сообщества носящих конструктивный характер и нацеленных на освоение интернет-пространства.

Положения, выносимые на защиту.

1. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество, не только как единственно возможную основу человеческого бытия, но и как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Если проанализировать состояние человека, переживающего одиночество в современном мире, то для него характерен элемент неожиданности его проявления. Существуют различные типы и степени одиночества. Теории одиночества, как правило, игнорировали ситуацию, при которой оно возникает, и, таким образом, не учитывали множество динамических факторов, непосредственно связанных с его сущностью. Понятийная модель одиночества объяснит специфические черты одиночества как универсального, всеобщего явления, а также основные пути его возможного изменения. Для решения этой задачи применен междисциплинарный метод, сочетающий социальную философию, психологию и социологию с экзистенциальной феноменологией.

2. В современной философии сложилось две позиции, отвечающих на вопрос, является ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже. Первая позиция связывает одиночество, прежде всего с возникновением индустриального общества и процессом урбанизации. Вторая позиция рассматривает его как вневременный и универсальный феномен общественного бытия. Если исходить из предположения, что само возникновение социальной общности людей и формирование социума, т.е. определенной устойчивой солидарности (в понятии Дюркгейма), подразумевало восприятие и рефлексию по поводу не только наличия этой общности, но и ее отсутствия, то одиночество является базовым универсальным феноменом, лишь видоизменяющимся в историческом процессе, но никогда не оставляющий человечество. Как физическое здоровье организма подразумевает потенциальную возможность и даже наличие болезни, так и вся полнота социального общения имплицитно взаимосвязана с невозможностью установления общения или его утратой, восприятие которых как раз и составляет содержание одиночества. В такой трактовке одиночество становится экзистенциальным явлением, уходящим корнями в глубинные пласты человеческого сознания и лишь отчасти проявляющим себя в тех или иных формах на поверхности социального бытия.

3. На основе обзора важнейших взглядов об одиночестве и их анализа выстраивается следующая типология одиночества. Что касается психологических представлений, то в их рамках одиночество расценивается в психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Однако, в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия. Кроме психологического типа одиночества можно выделить космический, пожалуй, наиболее сложный. Космическое измерение применяется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия: постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом; причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. Следующий тип одиночества можно трактовать как одиночество культурное. В социальных науках понятие культурного одиночества употребляется в конвенциональном смысле, представляя унаследованную систему нормативных значений и ценностей, которая определяет решающие элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. И наконец - последний это социальный тип одиночества. Понятие «социальное» имеет здесь значение, часто подразумевающееся в американской социологии. Это построение или разрушение организованных связей, отношений, образовывающих структуру, внутри которой взаимодействуют индивиды и группы.

4. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной и. Основным следствием этого является мировое, миграция в масштабах всей планеты, человеческих и производственных ресурсов, законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для человечества проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Современный процесс глобализации ведет к генерации не только просто отдельной новой индивидуальности, но и к зарождению нового креативного типа личности, способному к самостоятельному преодолению одиночества. В этих условиях личность подпадает под прессинг новых, никогда прежде не возникавших, условий - неизбежных тенденций глобализации, а также теоретических амбиций некоторой категории современных аналитиков и практических притязаний политиков на интегративное влияние элитных цивилизаций на весь остальной мир. Все эти процессы сопровождаются усиление индивидуального одиночества. Человек, всегда стремящийся, пусть и не всегда осознанно, к освобождению от давления внешнего мира, не предвидел и не мог предвидеть, что тип свободы, о которой он мечтал, окажется имеющей цену, и ценой этой является неуверенность, включающая в себе неопределенность, незащищенность и одиночество.

5. Общество начала XXI в. характеризуется стремительным усложнением процессов в социальной, экономической и культурной сферах, что приводит к все более явной фрагментированности человеческого существования, что тоже является причиной его индивидуализации. Исходя из этого, индивидуализация может пониматься как общественно-историческая категория, относящаяся к жизненным ситуациям и биографиям людей. В таком обществе очень часто общественные проблемы проявляются как индивидуальные. Индивидуализация ведет к размыванию и разрушению не только больших социальных групп – классов, сословий, слоев и даже семьи. Нарастание индивидуализации общества характеризуется двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, имеет место рост экономической эффективности и расширение слоя высокооплачиваемых и привилегированных. С другой стороны, наблюдается резкое падение уровня жизни для непривилегированного большинства и ухудшение социально-экономического положения наименее защищенных. Что касается влияния индивидуализации общественных отношений на проблему одиночества индивида, живущего в таком обществе, то острота проблемы одиночества сегодня обусловлена тем, что процесс становления человеческой автономности не только не завершён – он едва начался. Обострение проблем одиночества и даже ощущения одиночества как тотального есть следствие не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе. Многоуровневость и незаконченность социальных процессов в современном мире является главной причиной нарастания одиночества отдельного человека.

6. В силу многоаспектного, противоречивого характера проблемы одиночества каждая из наук (философия, социология, психология и др.) имеет предметом исследования «свое» одиночество, редуцированное к явлениям биологического, социального, этического, культурного и т.д. порядка, следствием чего становится отсутствие целостности знания, невозможность «договориться о терминах» между специалистами разных областей знания и даже отказ от всяких дефиниций. Гносеологический потенциал междисциплинарного подхода может быть оптимально реализован при условии структурирования совокупности разного рода данных на фундаменте социально-философского осмысления проблемы. Отведение роли теоретического стержня в исследовании феномена одиночества именно социальной философии обусловлено, во-первых, принадлежностью проблемы одиночества преимущественно предметной области социальной философии, а, во-вторых, – специфическими возможностями социально-философского исследования проблемы. В целях воссоздания целостного образа феномена одиночества методологической доминантой исследования был избран синтез различных дискурсивных практик, основанный на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию.

7. Социальными аспектами одиночества являются распад социальных отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Людей, страдающих от социального вида одиночества часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания. Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины. В современном обществе сформировались так же конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм.

8. Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Под одиночеством мы понимаем субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием, при котором отсутствует тесная эмоциональная привязанность к отдельному человеку или отсутствует доступный круг социального общения. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

9. Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Ситуативное одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость изучения проблемы одиночества в современной российской действительности. Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком разрыва связей и отношений с другими людьми, с обществом. Особенности социального одиночества во многом зависят от причин, их породивших, и, в свою очередь, влияют на них, усиливая или ослабляя их действие. С психологической точки зрения интенсивные перемены во всем, в том числе и в самосознании людей, вызывают ощущение нестабильности, неопределенности, иногда потерянности, брошенности, бессмысленности какой-либо активности у достаточно большого количества людей. Теряется ощущение постоянства образа мира, «обжитости» окружения.

10. Жизненное пространство в настоящее время претерпевает существенные изменения под влиянием развития высоких технологий. Фактически все материально-технические достижения современной цивилизации являются своеобразной манифестацией «души» общества постмодерна, которая использует их для упорядочивания объективной реальности в соответствии со своей сущностью, приспосабливает ее под свои потребности. Постмодерн это единственно возможная форма объективации абстрактной идеи «абсолютной свободы» человека, это отсутствие любых норм и правил, это полный отказ от любого стиля, который замещается вульгарной, дисгармоничной эклектикой. Существенным социокультурным каналом распространения постмодернизма в современном мире является утверждение сетевого принципа общественной жизни и разрушение иерархических структур. Разрушение иерархических структур происходит под действием принципов ризомы. В современном мире на смену пространству мест приходит пространство потоков. Одним из существенных каналов воздействия информационных технологий на повседневность является виртуальная реальность. Следствием чрезмерной увлечённости виртуальными средами может стать изменяется отношение человека к реальности как таковой, в том числе и к реальности повседневной жизни. Поэтому постмодерн можно рассматривать как общество тотального, непреодолимого одиночества, принимающего вычурные формы. Как это ни парадоксально, но современный человек стремится в мегаполисы, с их предельным скоплением населения, лишь только для того, чтобы надежней отгородиться от таких же, как он, одиночек.

11. Информационно-коммуникационные технологии прямо и непосредственно воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя специфику и качество его труда, быта, досуга, образа жизни и даже мышления. Развитие информационных технологий трансформирует всю структуру коммуникативного опыта человека. Анонимность, обусловленная развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию объектов общения. С развитием информационных технологий значительно уменьшается число живых межличностных контактов. Меж тем, как отмечают психологи, для нормального самочувствия человеку необходим постоянный контакт с другими представителями близкой по духу социальной среды. Человек, проводящий много времени в киберпространстве, отвыкает от реальной действительности и начинает бояться непосредственного общения с себе подобными. Происходящая под влиянием развития информационных технологий индивидуализация общества приводит к быстрой легитимации социального одиночества как наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности. Под влиянием информационных технологий возникает «интерактивное» одиночество, складывающееся на базе повышенной включённости индивида в виртуальный мир киберсообщества. Его специфика заключается в вытеснении живых социальных контактов контактами виртуальными.

12. Интернет образует глобальное, служит физической основой для. В настоящее время Интернет превратился в существенный фактор, влияющий на повседневность значительного числа людей. Интернет полифункционален – это не просто среда личностного и делового общения, но и во всё большей степени среда купли-продажи (электронной коммерции), а также развлечений. В начале появление Интернета способствовало увеличению одиноких. создало иллюзию насыщенной жизни, позволило реализовать себя в разных ипостасях, при этом отменив такой необходимый атрибут существования в обществе, как обязательство перед другими. Но в дальнейшем ситуация стала меняться в противоположную сторону. Количественные характеристики Интернент перешли в качественные. В Интернете в настоящее время возникает большое число самоорганизующихся сообществ. Многие интернет-сообщества носят конструктивный характер и нацелены на «обживание» интернет-пространства, его опривычнивание. Социокультурным следствием распространения информационных технологий становится возрастающее значение коммуникативности при изменении её форм, опривычнивание новых способов трудовой деятельности, досуга и новых методов поиска информации. Преодолеть одиночество помогают специальные клубы для общения, функционирующие в Интернете. Люди с разнообразными интересами могут воспользоваться большим выбором порталов, например, . Благодаря интернету гораздо проще отыскать приятного собеседника для переписки, настоящую любовь или верного друга.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование может быть полезно при разработке концепции одиночества и его преодоления в современном российском обществе. Полученные результаты представляют интерес не только для социальных философов, но и для социологов, психологов, специалистов по социальной работе, а также всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к проблеме одиночества в современном обществе.

Данная диссертация может служить основой дальнейших разработок социально-философской проблематики одиночества и его преодоления. Результаты исследования могут быть положены в основу построения концепций социальной работы, социологических и социально-психологических исследований, внедрены в практику научно-педагогической деятельности, воспитательной работы как части развития культурной программы современного российского общества, а также использоваться при преподавании общей, социальной философии, спецкурсов по философии, социологии и психологии личности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности: Всероссийская научно-практическая конференция «Образование – основной фактор развития человека и общества» (г. Волгодонск, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Профессиональная культура учителя экономики и права» (г. Ростов-на-Дону, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ставрополь, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Психологические исследования в образовании» (г. Ростов-на-Дону, 2001г.), межвузовская научно-практическая конференция «Мир глазами ребенка» (г. Ростов-на-Дону, 2002г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: Личность и социальная реальность» (г.Краснодар, 2003г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), межвузовская научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), ежегодные заседания Южного отделения Российской Академии Образования: г.Сочи (2003г.), г.Нальчик (2004г.), г.Волгоград (2005г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: современное состояние и перспективы» (г. Славянск-на-Кубани, 2007 г.), международная научно-практическая конференция «Динамика изследвания» (г. София, 2008 г.), научно-практическая конференция «Социальное развитие молодежи: традиции и новые вызовы» (г. Ростов-на-Дону, 2008г.), международная научно-практическая конференция «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (г. Самара, 2009г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Новини от научния напредък» (г. София, 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология профессионально-образовательного пространства человека» (г. Екатеринбург, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Vdeck pokrok na rozmez tiscilet – 2010» (г. Прага, 2010 г.), международная научно-практическая Интернет-конференция «Преподаватель высшей школы в ХХI веке» (г. Ростов-на-Дону, 2011 г.), международная научно-практическая конференция «» (г. София, 2011 г.), международные психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ростов-на-Дону, 2007-2011 гг.).

ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Одиночество как положение исправлению доступно,
но как состояние - эта болезнь неизлечима.
В. Набоков

Проблема человеческого одиночества сама по себе не нова. Забегая вперед, скажу, что человек вообще не только «политическое», «социальное», но и, как это ни парадоксально звучит, одинокое животное. Одинок Авраам, идущий исполнять волю Господа - убивать своего единственного сына. Кто из людей способен понять поступок Авраама? Одинок Сократ, вопрошающий на площади о добродетели. Кто может услышать Сократа? Одинок Иван Грозный, видящий в каждом человеке предателя. Одинок каждый, кто поступает так, как велит ему его сердце и/или разум, пусть даже это идет вразрез с социальными мерками. И одиночество такого человека неизбежно.

Человек становится человеком в социуме. Он впитывает все установленные в нем нормы, обычаи, традиции. Человек вскормлен социумом. Но именно как человек , он способен перерасти родителя и двигаться дальше, вперед, что социуму как малоподвижной структуре не свойственно. Так и появляются одиночки, выросшие в социальной среде, но вышедшие за ее границы, а значит, и из .

Человек, добившийся чего-то в своей жизни, обручен с одиночеством. Власть, слава, богатство, счастье - все то, к чему стремится большинство людей, но то, чего достигают лишь немногие, вызывая своими успехами зависть неудачников - идут рука об руку с одиночеством. Они выделяют человека из общей людской массы, переводя его из das Man в der Man . Человек, имеющий свое лицо, отличное от лиц его сородичей, мыслящий не так, как остальные, видящий мир по-своему, всегда в меньшинстве. Вообще говоря, каждый человек уникален, просто большинство людей об этом не знает. По крайней мере, до своего второго рождения , через которое индивид получает свои атрибуты, свои неотъемлемые черты. У Ницше такой человек назван сверхчеловеком. Главная проблема сверхчеловеков - невозможность коммуникации друг с другом в силу их сверхчеловечности. Возникает вопрос: а зачем же им вообще говорить друг с другом? Ведь каждый вполне самодостаточен. Каждый - сам себе мир. Но это мир без «я», без Другого, через которого можно обнаружить себя в этом мире. Это мир-для-себя. Другой вопрос: зачем вообще эта сверхчеловечность, если она не предполагает обмен информацией, опытом, в конце концов, просто не опосредованное ничем общение? Не предполагает себя-для-мира? Эгоизм и альтруизм - крайности. Гармония с миром и с собой - вот что должно волновать человека.

С помощью языка люди могут общаться с сородичами, но далеко не факт, что они будут при этом понимать, о чем говорят, если это, конечно, не разговор, например, о погоде. Язык создает предпосылки для коммуникации. Но для чего нужна коммуникация? В частном случае, чтобы решить какую-нибудь общую задачу, обменяться новостями и т.д. А вообще, коммуникация призвана отыскивать в толпе тех людей, с которыми можно говорить о чем-то кроме погоды. Тех людей, которым можно доверить самое сокровенное - себя и свой внутренний мир, бездну внутри себя. Разумеется, таких людей на весь мир единицы, и отыскать их крайне сложно. Хотя, как часто бывает, мы склонны не замечать именно то, что рядом с нами, у нас под носом.

Способ нахождения таких людей предлагает С.Л.Франк в своей работе «Непостижимое». Он пишет, что, чтобы услышать друг друга людям, надо раскрыться друг перед другом. «Исхождение из себя есть одновременно вхождение в меня мне подобного». Через это можно обнаружить себя - в момент столкновения с Другим. Но можно обнаружить и другого [человека] и завязать с ним диалог. Формула Франка действует лишь при взаимном желании сторон познать себя и другого через раскрытие. Это переход «я» и «ты» к новому продукту - «мы». Это путь к личности (не к «индивиду»!). Только тогда человек перестанет чувствовать себя одиноким (не брошенным, покинутым, забытым, а именно одиноким), когда он сможет сказать об окружающих его людях «мы». Это-то «мы» и должно будет стать новым социумом, где каждый будет самодостаточен, но не оппозиционен, самоценен, где люди будут говорить на одном (возможно, своем, выдуманном) языке и при этом будут не только слушать, но и слышать друг друга. Таких людей следует называть единомышленниками.

Далее. У каждого человека свой неповторимый жизненный, экзистенциальный, опыт, и все его суждения, поступки, опосредованы этим опытом, переживанием. Разумеется, никто нев силах будет понять другого человека, если у них нет общих точек пересечения или схожего экзистенциального опыта. «Сытый голодного не разумеет» - гласит пословица. Но голодный с другим голодным всегда найдет общий язык. Пример, конечно, примитивный, но наглядно иллюстрирующий мою мысль.

Человек социален. Но, к сожалению, это не значит, что он общественен, это значит, что он просто нужен социуму. Как винтик, как кирпич, как функция. Когда человек перестает выполнять в социуме свои обязанности, или когда он ведет себя оппозиционно, социум тут же избавляется от лишнего элемента, без всякого сожаления отправляя его в ссылку, больницу, тюрьму. Так было с огромным количеством так называемых психов, которых просто никто не мог понять, хотя они говорили вполне правильные и разумные, но не выгодные социуму вещи. Об этом говорил еще Платон, создавая свою модель утопического государства, где каждый должен был заниматься своим делом, а разлагающие социум элементы должны были быть удалены (музыканты, поэты и т.д.). Или вспомним тех, кто пострадал от костров инквизиции за свои идеи или же тысячи советских узников, сидевших за свои политические взгляды. И дело тут не только в том, что государство вело такую политику: сами люди озлобляются друг на друга из зависти, ревности и т.д. (тут уместно вспомнить болезненный процесс раскулачивания в СССР в 20-30-е годы ХХ столетия - бесконечные доносы людей друг на друга, поощряемые государством). И где же тут социум? Здесь мы видим стадо, повинующееся воле инстинктов, к тому же низменных.

Однако Одиночество, долгое время бывшее привилегией царей, героев, удачливых, сильных людей, в чьих руках сосредоточены власть, могущество, просто деньги, выходит на широкую арену. Не только богатые, в которых видят не их самих, а их деньги, не только военачальники, в которых видят только их подвиги и славу, не только правители, в ком видят лишь их власть, но и простые люди сегодня одиноки, сами того не подозревая. У них есть лишь видимость общности, а на самом деле там царят вражда и зависть. Толпа заботится о достижении своих интересов, нисколько не обращая внимание на интересы конкретного человека. Вот и получается, что, даже находясь в неком общем потоке людских масс, объединенных какой-либо целью, каждый конкретный человек, если у него есть собственное мышление, мировидение, понимает свою необходимость в частном , и при этом ненужность в целом . Только здесь и сейчас.

И дело не только в социуме. Человек в им же созданном мире все больше чувствует свою заброшенность, ненужность. Механизмы, станки, машины, аппараты - технолизация жизни - все это исключает самого человека из мира. Конкретный человек не так уж нужен. За него все сделают роботы, киборги и т.д. Количество людей, необходимых для обслуживания этих произведений человеческой деятельности, постепенно сокращается, что свидетельствует опять же о ненужности людского населения - планета вполне обходилась и может обходиться без человека. Невозможность создать что-нибудь новое еще больше усугубляет положение человека - ибо сквозь это видно, что все человеческие амбиции рушатся при перенесении их на мир, ведь в мире без человеческой деятельности (преимущественно разрушающей, нарушающей привычный порядок вещей) уже все есть, в нем вполне могла бы царить гармония. Человек же вносит суету, дисбаланс. Это не плохо, это - хорошо. На то он и человек. Но этим он противопоставляет себя миру, в самом простом случае - природе, чего не делает больше ни один из населяющих планету Земля организмов. Никто из них не перестраивает ее под себя - только человек. И это его проклятие со времен Адама и Евы.

Итак, человечество одиноко по отношению к миру. Каждый человек одинок по отношению к человечеству. По правилу силлогизма мы получаем вывод, что человек одинок в мире. Одинок от рождения и до самой смерти. И кто бы ни был с ним рядом, кто бы что ни говорил ему в поддержку, все равно каждый живет наедине со своими собственными проблемами (вспомним опять же Авраама) и умирает непонятым до конца, непознанным.