Календарь праздники мир ребенка тюленев. Павел Тюленев

Методика Павла Тюленева является одним из самых необыкновенных открытий в педагогике прошлого века. Автор считает, что следуя ей, родители смогут максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Взрослым нужно обеспечивать условия для функционирования «гена гениальности», который, по мнению Павла Тюленева, есть у абсолютно всех детей.

Павел Тюленев утверждает, что каждый ребёнок гениален по своему, эту черту необходимо развивать в ребёнке

Он предполагает, что при помощи его способа развития детей, малыш уже в раннем возрасте будет уметь делать и знать то, что не смогут дети в дошкольном возрасте. А к 18 годам ребенок сможет уже получить высшее образование и даже не одно. Рассмотрим подробнее, что же это за методика, и как она работает.

Об авторе

В 1970 году Павел Тюленев заканчивает учебу в ТГУ (ФОП) на отделениях социологии и журналистики. С 1970 по 1974 год являлся исполнительным руководителем общества по философии при Томском Университете, секретарем в кружке формальной и математической логики, социологической лаборатории под руководством профессора В. Сагатовского, в обществе педагогической психологии доцента Е. Сагатовской.

В 1975 году, решив заняться решением актуальных проблем в нефтехимии, завершает обучение на химическом факультете по специальностям «химия» и «преподаватель химии». После этого занимается решением проблем по созданию и внедрению «системы оптимального поиска, добычи и глубокой переработки нефти», системы СФИНКС и СИРИУС, с помощью которых можно было повысить эффективность экспорта отечественных нефтепродуктов более чем в 5 раз. Однако воплотить системы в жизнь так и не удалось в связи с начавшейся перестройкой и ликвидацией госплана.

После этого, Павел Тюленев, принял решение уйти из минерально-сырьевой отрасли в педагогику, считая, что народу необходимы реформы в системе образования. В 1991 году он занимает руководящую должность в центре «Содействие развитию и воспитанию детей». С этого момента он посвящает свою жизнь педагогической деятельности.

Что такое «МИР» и откуда он появился

Толчком для разработки собственной методики послужили работы Бориса Никитина, который смог доказать, что ранней развитие ребенка вполне может иметь место в жизни. Этим Павел Викторович поделился в одном из своих изданий. Дети, воспитывающиеся по методике Б. Никитина, в своем развитии, как интеллектуальном, так и физическом, намного опережали своих ровесников. П. Тюленев решил не останавливаться на этом и узнать, какие способности ребят для того чтобы начать обучение чтению, музыке, литературе и художественной деятельности, математике, игре в шахматы являются предельными.

Проводя различные исследования, он выяснил, что научиться читать малыш может раньше, чем начнет ходить. Мозговая деятельность крохи при чтении «про себя» работает намного меньше, чем при ходьбе. Исходя из этого, Павел Викторович выделил гипотезу, что если, используя специальную систему обучения ребенка, начинать правильно развивать его с рождения, то вполне возможно научить кроху читать быстрее, чем он начнет говорить или пойдет.

У Павла Тюленевая ушло практически 20 лет для того чтобы разработать необходимые методы обучения, проверить и доказать свою гипотезу. И вот, в декабре 1998 года, впервые одиннадцатимесячный ребенок, который еще только ползал, смог составить слово из отдельных букв.

При этом, когда этот малыш подрос, на вопрос о том, когда он научился читать, постоянно с удивлением говорил, что умел это делать всегда. Этот ответ тогда поверг в шок всех научных работников и докторов в педагогике и психологии, ведь было доказано, что семимесячный малыш уже может уметь читать, только процесс обучения нужно начинать раньше.

Павел Тюленев со своими коллегами занялся разработкой собственной методики, а малыш, тем временем, достигал все больших успехов в обучении. Возник вопрос о том, как ребенок в этом возрасте сможет проявлять навык, не потеряв его и развивая дальше. Так как кроха еще не умеет в этом возрасте хорошо разговаривать, возникла идея предложить ему печатную машинку и компьютер. Печатание малыш освоил с легкостью и в итоге увидели свет «Репортажи из будущего» - письма малыша, которому едва исполнился год.

Параллельно с системой обучения чтению и письму Павел Викторович работал и над другими развивающими методиками. В 1992 под его авторством была реализована и опубликована программа «В пять лет – в пятый класс», а в 1995-1996 годах выпущено издание книги «Читать раньше, чем ходить».


Кроме методики МИР, Павел Тюленев является автором и других эффективных методик по развитию детей

Система обучения по П. Тюленеву была названа Методом Интеллектуального Развития – МИР, который представлял собой особую часть науки интеллектики, предлагаемую им для систем оптимального образования в 1995 году. Его способы обучения ориентированы на родителей и педагогов, и могут быть совершенно независимыми от традиционного образования. С помощью МИР кроха сможет научиться читать находясь еще в возрасте ползунка, а к 18 годам получить не одно высшее образование или стать кандидатом наук, защитив диссертацию.

В следующем видеоролике сам Павел Тюленев расскажет о своей методике и каких результатов можно добиться с ее помощью.

Особенности

  • Необходимо начинать обучение с первых дней жизни.

Павел Викторович считал, что педагоги и врачи, которые говорят о вреде ранних развивающих занятий с детьми, просто не могут создать необходимую среду для развития малыша. На деле малыши могут развиваться значительно быстрее, чем думают многие. Ведь способности человека закладываются в первые два года его жизни. Именно тогда интеллект развивается на более чем 80%. В эти годы крохе будет значительно легче научиться читать, чем, к примеру, в 5-6 лет.

Природа заложила в человека возможность активно усваивать графические изображения в первые четыре месяца жизни. В эти месяцы у ребенка еще нет необходимости в развлечениях, он только наблюдает. Если воспользоваться этим моментом и начать показывать ему буквы, то подрастая, он будет узнавать их и радоваться как любимым игрушкам. Достигая возраста трех-четырех месяцев, малыш уже начинает координировать свои действия руками и ему потребуются другие игрушки, которые он сможет трогать и брать. Подходящий для обучения момент будет упущен.


Тюленев утверждает, что заниматься с ребенком по его методикенеобходимо с самого момента рождения

Так, следует воспользоваться моментом и показывать ребенку образы букв, геометрических фигур и прочее, которые рекомендует методика, с первых дней жизни и до трех месяцев, для того чтобы малыш запоминал образы слов. Именно они станут для него своеобразным конструктором, из которых он будет складывать слова в будущем, т. е. будет уметь читать.

  • Создание правильной развивающей среды для обучения без научения.

Развивающая среда – это то, что окружает ребенка в его развитии, это предлагаемые ему близкими игры, игрушки и пособия. Именно в этой среде малыш совершает свои первые открытия, делает свои первые выводы, учится размышлять и развивает память. Именно она дает толчки для развития крохи.

Ценность развивающей среды в добровольном обучении ребенка. Грамотно пользуясь ей, не возникает необходимости заставлять малыша получать знания и навыки, тренировать их. Взрослые просто предлагают ребенку игрушки, а он уже самостоятельно выбирает какие ему интересны, а какие нет. Как правило, дети откладывают в сторону игрушки не соответствующие их возрасту, способностям, сложные.


Автор методики МИР утверждает, что для правильного развития необходимо грамотно организовать пространство вокруг малыша

С помощью грамотно подобранной развивающей среды вы не перегрузите малыша, т. к. он сам регулирует нагрузку, делая то, что доставляет ему удовольствие и приносит радость. Так, не просиживая с букварем в одной руке и успокоительными каплями в другой, вы сможете спокойно и мирно (а это немаловажно) научить ребенка читать уже к двум годам.

  • Навык чтения является самым важным.

Именно чтение позволяет ребенку познакомиться с миром информации, самому получать знания и ускоренно развиваться, особенно в раннем возрасте. Родители не смогут дать ему тот объем информации, который он сможет получить, добывая знания самостоятельно. Именно поэтому Павел Тюленев представил чтение, как один из самых важных общих показателей развития ребенка.

Особенности проведения занятий

Освоить методику проведения занятий под силу даже далекому от педагогики взрослому. Успехи будут и в том случае, если заниматься с ребенком начнет заниматься кто-то один из родителей, несмотря на то, что он занят работой. Стоит только потратить хотя бы несколько минут утром перед рабочим днем, и вечером перед сном, следуя простейшим рекомендациям. Кроха будет познавать новое самостоятельно.

Весь процесс обучения П. Тюленев разделил на 10 «класс-миров», каждый из которых соответствует определенному периоду развития малыша. Требования и программа для каждого из них отдельные. Кроха идет в первый класс-мир уже сразу после рождения, и до достижения им двух лет он уже окончит первые пять класс-миров.


Развивающая программа Тюленева поделена на 10 классов

Именно в первые два года жизни обучение очень насыщенное, т. к. малыш в этот период развивается очень быстро. В самый последний, десятый класс-мир, ребенок поступит в возрасте 12 лет, и закончит обучение в 18 лет. Как считает сам Павел Викторович, окончание 10 класс-мира равносильно получению высшего образования.

Разработчики пособий по методу П.Тюленева говорят о том, что пользоваться необходимо уже готовыми для занятий материалами. Самостоятельно их сделать не получится, т. к. каждое из них имеет свой «секрет» успеха.

Не сделав в нужном месте отверстие, заменив или добавив картинку, склеив пособие самостоятельно не зная тонкостей, вы не сможете достигнуть успеха. П. Тюленев сравнивает это с изучением физики по придуманным вами же формулам.

Список пособий, которые вам потребуются не такой большой. Например, для того чтобы научить дитя читать вам будут необходимы:

  1. Развивающая кроватка – микрошкола (должна соответствовать предъявляемым системой требованиям).
  2. Комплекты карточек (открытки, картинки). Методика игровых занятий с ними.
  3. Чудо-буквы: универсальная развивающая азбука МИР и рекомендуемые игрозанятия с ней; магнитная азбука и предлагаемые с ней игры.


Развивающая кроватка должна соответствовать всем требованиям программы, по мнению Павла Тюленева

Результаты работы и отзывы родителей

Пока сложно что-либо сказать о том невероятном эффекте, который предполагает создатель методики. Есть малыши, которые в два года могли прочитать слова и напечатать их на компьютере или печатной машинке, но какими они станут лет через 10-15, неизвестно.

Пока еще нет поколения детей, обучаемых по методике П.Тюленева, они еще не успели вырасти. Поэтому нужно ли начинать учить читать ребенка с рождения или стоит подождать до 5-6 лет, на данный момент не понятно.

Среди отзывов родителей можно встретить и положительные, и отрицательные. Много вопросов возникло об учебных пособиях системы. Все что потребуется для обучения вы можете заказать на официальном сайте МИР. По словам автора, сделать их самим просто невозможно, все они содержат секреты изготовления, которые никто не раскрывает.

В сравнении с другими методиками, это большой минус. Ведь у родителей нет возможности даже попробовать подойдет им данная методика или нет.

У методики Тюленева, по мнению родителей, есть как свои плюсы, так и свои минусы

Практически каждый современный родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос , поэтому многие мамы и папы ещё до появления малыша на свет тщательно изучают различные методики детей.

Одной из самых известных развивающих систем является методика Тюленева, с которой сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» и познакомит своих читательниц.

Надо сказать, что сам Павел Викторович Тюленев является персоной весьма колоритной. Он представляется президентом Академии образования, социального и экономического развития, которую сам и основал.

Свои методики раннего развития П.В. Тюленев презентует не просто как новую образовательную технологию, а как основу для воспитания особого поколения детей, которые, благодаря своему высокому интеллекту, сделают Россию просто сверхдержавой.

Бесспорно, идея о том, что будущее страны зависит от уровня образованности её граждан, является вполне разумной, поэтому теория Тюленева заслуживает пристального рассмотрения.

Согласно теории Тюленева, период раннего развития детей делится на три этапа:

  1. От рождения до 1,5 лет – период раннего развития.
  2. От 1,5 до 2 лет – среднее раннее развитие.
  3. От 2 до 3 лет – позднее раннее развитие.

Педагог-новатор считает, что ребёнок, который в 3 года ещё не умеет читать, уже является педагогически запущенным. К слову сказать, Павла Викторовича дети старше 3 лет, не являющиеся его воспитанниками, не интересуют. Вся его методика ориентирована исключительно на малышей, которые недавно появились на свет.

Тюленев уверен, что все дети без исключения могут стать гениями, если родители вовремя начнут с ними заниматься. Успех этих занятий зависит от соблюдения главных правил методики:

  1. Ребёнок должен стать кумиром для своих родителей.
  2. Каждую минуту бодрствования малыша необходимо использовать для его интеллектуального развития.
  3. Родителям следует стать для ребёнка первыми учителями или же начать самим учиться у него.
  4. За любые успехи и достижения малыша нужно хвалить и вознаграждать.
  5. Строго отбирать пособия и игрушки для детей, создавать для ребёнка особую развивающую среду, используя для этого карточки с опорными образами (буквами, цифрами, нотами, иероглифами, изображениями животных и т. д.), которые входят в каждый обучающий комплект методики П. В. Тюленева «МИРР». Эти карточки необходимо постоянно показывать малышу, разместить их на стенках кроватки, на стене детской, на дверях, — в общем, всюду, где крохе будет удобно их рассматривать.
  6. Всё, что ребёнок видит, родителям нужно озвучивать.
  7. Общение с ребёнком должно быть только развивающим. Обычных игр, не несущих в себе обучающего зерна, методика раннего развития Тюленева не принимает.

Родителям, которые хотят вырастить гения, педагог-новатор даёт несколько очень важных рекомендаций, которые касаются безопасности детей. В. П. Тюленев призывает запрещать крохе тянуть в рот различные предметы, а малышам, которые уже умеют ползать, не позволять дотрагиваться до горячего утюга или другой раскалённой поверхности. Есть в методике Павла Тюленева и другие табу:

  1. Не заниматься по другим развивающим технологиям.
  2. Не разрешать малышу слишком рано ходить и не поощрять его попытки самостоятельно передвигаться.
  3. Запрещать малышу пользоваться чужими столовыми принадлежностями.
  4. Надёжно перекрыть малышу доступ к нижним ящикам столов, комодов, шкафов и другой корпусной мебели.
  5. Сделать безопасными для крохи острые углы, дверные ручки и т. д.
  6. Не держать в квартире, где живёт малыш, домашних животных.
  7. После купания обязательно следить за тем, чтобы в ушках малыша не осталось воды.
  8. Изолировать от малыша верхнюю одежду, обувь, деньги, то есть, предметы, которые чаще всего контактируют с внешней средой, находящейся за пределами квартиры.
  9. Не допускать, чтобы малыш опрокинул на себя тяжёлый стул или табурет.
  10. Ни в коем случае до обеда не включать музыку.
  11. Не включать малышу рекламу или эмоциональные передачи хотя бы до 16 часов дня.

Как выяснил сайт сайт, программа системы МИРР даёт также рекомендации по видам работы с малышом в тот или иной период его жизни.

Павел Тюленев «Методика раннего развития»: программа

Начинать работать с ребёнком автор этой инновационной методики предлагает ещё в перинатальный период, начиная с 4 месяца беременности. Он рекомендует будущей маме самостоятельно разработать программу, по которой она будет заниматься с малышом, используя для этого материалы системы МИРР.

Можно, к примеру, каждый день озвучивать от 2 до 10 слов, с которыми малыш будет знакомиться в первые месяцы после рождения.

А вот после рождения малыша методика Тюленева даёт более чёткие рекомендации по работе с ним в том или ином возрасте.

  • С самого рождения ребёнка нужно учить буквам по специальной азбуке «УРАМИР». Карточки с буквами, картинками и цифрами должны быть размещены на стенке кроватки. Малыш будет смотреть на них и запоминать. Двухмесячным крохам родители должны петь слоги. Малышей после 5 месяцев развивающая методика Тюленева предлагает обучать в более активной игровой форме, позволяя ему самостоятельно рассматривать и перебирать открытки, а также магнитную азбуку.
  • Когда малыш научится самостоятельно передвигаться (примерно в 8-9 месяцев), с ним можно играть в игру «Принеси букву», предлагая принести родителям карточку с определённой буквой. В этот же период Тюленев предлагает начинать знакомство крохи со слогами. Для изучения слогов педагог рекомендует использовать специальные таблицы, карточки и кубики.
  • Согласно методике раннего развития Тюленева, в возрасте 9-10 месяцев с малышом полезно играть в «Журналиста», предлагая ему показать слог или принести карточку с определённым словом.
  • В два года дети уже должны научиться печатать на компьютере сначала слоги, потом слова и даже целые предложения.

Как утверждает сам П. В. Тюленев, его методика раннего развития позволяет научить ребёнка до 3 лет не только , но и считать, а также обучить его азам естественных наук. Благодаря этому в возрасте 4-5 лет ребёнок уже самостоятельно сможет усвоить программу начальной школы, а в 12 лет – закончить среднюю школу и поступить в ВУЗ.

Столь громкие обещания у здравомыслящих родителей вызывают определённое недоверие. И всё же те, кто пробовал данную технологию, подтверждают, что у неё есть определённые преимущества.

Достоинства методики Павла Тюленева

Главным плюсом МИРР является то, что она предлагает обучать малышей с самого рождения и даже в перинатальный период. Сегодня уже никто не станет спорить, что малыши начинают познавать мир, находясь ещё в утробе матери. Есть у методики и другие преимущества:

  • Отказ от теории генетической предрасположенности. П. В. Тюленев считает гениальными всех детей и утверждает, что результат их воспитания зависит только от поведения родителей.
  • Трепетное отношение ко времени ребёнка.
  • Отсутствие необходимости в особых знаниях или умениях у родителей.

Минусов у теории тоже предостаточно.

Недостатки методики Павла Тюленева

Программу загадочной теории нельзя назвать чёткой, её рекомендации скорее имеют общий характер. К минусам МИРР можно также отнести:

  • В методике преобладает интеллектуальное развитие, эмоциям в ней практически нет места. Физическое воспитание Тюленев практически отрицает.
  • Требования МИРР достаточно жёсткие. В частности, автор запрещает обращаться к другим развивающим технологиям.
  • Разобраться в программе МИРР достаточно непросто. Тюленев даёт к ней очень путанные и абстрактные пояснения.

Вопрос, заказывать ли методику Тюленева, волнует многих прогрессивных родителей. Но на самом деле гораздо более важной является проблема, нужно ли стремиться делать своего ребёнка гением. Ведь гениальность никак не гарантирует малышу счастья.

Наоборот, высокий интеллект нередко способен стать причиной одиночества ребёнка, его изолированности от общества.

Разумеется, ребёнка необходимо развивать и обучать — но в рамках разумного, не пытаясь реализовать собственных амбиций за счёт своего малыша. И тем родителям, которые это понимают, некоторые идеи методики Тюленева вполне пригодятся.

А вот мамам и папам, которые уже загорелись идеей сделать своего кроху гением, наш сайт рекомендует хорошенько подумать…

Месяц жизни новорожденного порою равен годам жизни взрослого человека, поэтому в младенческом возрасте важна каждая мелочь в общении и обучении. Родителям нужно усвоить формулу: «способности — это совокупность мелочей в жизни младенца».

П. В. Тюленев.

В последнее десятилетие очень популярной стала методика раннего развития, предложенная П. В. Тюленевым, — «МИР» (Метод интеллектуального развития ребенка). Последователи Тюленева применяют эту методику во многих сферах воспитания и развития малыша (обучение чтению, музыки, рисованию, иностранным языкам, лидерским качествам). В книгах П. В Тюленева разработана подробнейшая методика воплощения в жизнь идей автора: «Читать раньше, чем ходить», «Считать — раньше, чем ходить», «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать — раньше, чем ходить».

Впервые эта методика раннего развития была представлена миру в конце 80-х гг. XX в. Ее автор пришел к выводу, что чем раньше окружить малыша «пищей для ума», тем выше будет его интеллектуальное развитие. Методика Тюленева позволяет начать заниматься с ребенком-ползунком и продолжить это обучение до возраста выпускника школы. Переходя от книги к книге, родители шаг за шагом будут продвигаться на пути развития ребенка от простейших рекомендаций к сложным. По мнению П. В. Тюленева, каждый родитель может воспитать вундеркинда. Главное — начать работать с малышом по программе «МИР» в 6 — 8 месяцев (есть методика работы с малышом еще до рождения). Автор этой программы предложил методику, основанную на минимальных финансовых и временных затратах: никаких дорогих развивающих игрушек, толстых обучающих фолиантов, изнурительных многочасовых занятий. Тюленев разработал пакет дидактических материалов (карточки для грудничков, магнитная азбука для детей после года), которыми нужно окружить жизненное пространство малыша. Эти предметы должны все время находиться рядом с ребенком. Автор методики считает, что показ таких картинок в раннем возрасте способствует развитию талантов малыша, успешному овладению в дальнейшем любыми знаниями (тема которых отображена на картинках). Тюленев считает, что если родители будут пользоваться его методикой постоянно, то без лишних материальных и временных затрат во время прогулок и домашних игр превратят своего отпрыска в гения. Тюленев утверждает, что младенец в раннем грудничковом возрасте способен без особых усилий запомнить на всю жизнь большой объем информации. Например, несколько иностранных языков, математические формулы, географические карты. Эта способность у малыша сохраняется в первые годы жизни (2—3 года), родители должны интенсивно использовать это время, каждая секунда бодрствования малыша должна быть заполнена полезной развивающей информацией, звуками, образами. Тюленев утверждает, что за 1 ч малыш может совершить 100 «игро-занятий» (просмотреть, повторить, выучить, потрогать, разглядеть карточки, новые книжки, игрушки).

С чего же начать родителям, которых заинтересовала методика «МИР»? Необходимо начать занятия с ребенком еще до его рождения, в утробе матери. Чтение вслух, музыка, специально подобранный изобразительный ряд, общение на иностранных языках. С самого момента рождения малыша необходимо создавать все условия для его развития. Например, разместить на боковинах кровати, стенах полезные картинки. Какие картинки лучше развесить в первые моменты жизни малыша? Тюленев предлагает на первое время ограничиться самыми простыми изображениями: основными геометрическими фигурами, такими как линии, треугольники, четырехугольники, окружности, а также несложными орнаментами, буквами. Такие изображения автор методики назвал опорными. Как создать подобное изображение, если нет возможности приобрести готовый набор материалов от создателя теории «МИР»? Их можно нарисовать на обычном листе бумаги или распечатать на компьютере. Не стоит развешивать перед младенцем слишком много картинок (хотя их количество должно быть достаточным, чтобы малышу некогда было скучать), они должны находиться в поле зрения малыша, быть четкими, простыми. В моменты бодрствования ребенка можно подносить карточки к глазам, сменяя одну другой, не в очень быстром темпе. Когда он проснется в следующий раз и увидит их на стене перед собой, они наверняка заинтересуют его. Количество карточек зависит от уровня развития вашего малыша, его реакций, ваших планов на его будущее.

На 2 — 3-м месяце жизни ребенка можно включать в данный ряд более сложные объекты — картинки с изображением животных, цветов, растений. Можно развесить по стенкам кровати и стенам комнаты (там, где хватает обзора) открытки, изображения букв разных алфавитов, математических символов. Каждый раз, когда вы развешиваете новые карточки, проговаривайте малышу, что на них изображено.

В 4 — 5 месяцев снабдите малыша разнообразными предметами (по составу, форме) и научите его следующей игре: покажите, как падают с его кроватки на пол разные предметы (резиновый мячик, деревянный кубик, пластмассовая пирамидка, кусочек ткани и т. д.). Подобные эксперименты стимулируют полезное любопытство, наблюдательность, исследовательскую жилку. Первые опыты скидывания, проводимые вами, привлекут внимание малыша, заставят его прислушаться, начать двигаться. Тюленев считает, что такая несложная исследовательская игра сделает малыша в будущем любознательным учеником: «Исследовать и действовать — раньше, чем ходить». В 6 — 7 месяцев можно перейти от рассматривания картинок с изображениями к перебиранию карточек. Эти карточки или открытки (на плотном картоне, можно завернуть их в полиэтиленовую пленку) лучше всего вручать малышу сразу после сна или после еды. К концу 1-го года жизни таких зрительных объектов у малыша должно быть около 100 штук, к 2 годам — не меньше 500 штук. Вначале малыш может их рассматривать, затем сортировать по заданной теме. Например, животные, живые и неживые объекты и т. д.

С 7 — 8 месяцев можно приступать к обучению чтению. С этой целью необходимо давать малышу карточки или кубики с буквами, подойдет магнитная азбука. Постоянно подкладывайте буквы в кроватку малышу, время от времени называйте буквы вслух и показывайте их изображение. На время работы с азбукой нужно убирать из кроватки все остальные игрушки, карточки. В течение недели малыш будет перебирать изображение букв, затем уберите все буквы, кроме одной, и несколько раз четко произнесите звук, который она означает. Это могут быть буквы русского, английского или любого другого алфавита. С 6 месяцев рекомендуется также просматривать книжки, картинки в журналах совместно с ребенком. Делать это лучше во время докармливания. Можно показывать цифры, словари, карточки со словами (от 5 до 10 штук). Можно показывать картинки с изображением предметов, а на магнитофоне прокручивать аудиозапись с названием этих слов. Это позволит в дальнейшем без особых усилий расширить словарный запас малыша. Работая с аудиозаписями, необходимо помнить о том, что в комнате не должно быть посторонних звуков. Такую работу лучше проводить в пустой комнате, один на один с ребенком. После еды эта книжка или картинки должны оказаться в руках малыша — для закрепления полученной информации. Этот прием Тюленев назвал «кормлечтение».

В 8 — 9 месяцев, когда малыш будет хорошо ориентироваться среди изображений и в названиях букв, можно приступать к следующему этапу подготовки к раннему чтению. В этом возрасте малыш уверенно ползает, осваивая пространство квартиры. Поиграйте с ним в игру «Принеси букву». Попросите малыша принести карточку или кубик с изображением одной буквы алфавита, затем двух (получается слог) и т. д. Вместе с развитием интеллектуальных способностей малыш будет получать физическую нагрузку, так необходимую еще неокрепшим мышцам. Не забудьте похвалить малыша за каждый успех.

К 10 — 12 месяцам можно переходить к игре «Принеси слово». С 1,5 — 2 лет можно давать в руки малышу печатную машинку (научить основам работы за компьютерной клавиатурой). Слабые пальчики еще неприспособлены к карандашу и ручке, а нажать клавишу со знакомой буквой, соединить буквы в слова на пишущей машинке, по мнению Тюленева, гораздо проще. Делать это нужно не больше 10 — 15 мин. в день. К 2 годам малыш может писать небольшие связные рассказы, вести дневник. Чтобы привлечь малыша к такой игре, нужно установить печатную машинку в любом другом помещении (не в детской) и просить напечатать какое-нибудь слово. Начинать нужно с простых, с повторяющимися буквами, состоящих из одного-двух слогов («мир», «мама», «папа»), в другом месте можно повесить обыкновенную, всем известную кассу букв для первоклассников. Попросите малыша составить какое-нибудь слово, например, чтобы он хотел съесть («яблоко», «конфета», «котлета»), затем можно приступить к составлению целых предложений.

«Вика любит мороженное», «Вика хочет яблоко». К 3 годам малыш будет способен к написанию довольно оригинальных рассказиков, научится излагать свои мысли в письменном виде. С этого же возраста приучайте малыша записывать свои мысли, вести дневник. Отводите на это 10 мин в день, подарите ему красивую тетрадь или специальный дневник, куда он будет вклеивать распечатанные, записанные на компьютере ощущения от прожитого дня. Начните с простеньких писем любимой игрушке, сказочному персонажу, бабушке, живущей далеко от вас. Все время побуждайте малыша к литературному творчеству, пусть придумывает сказки на заданную тему (например, о хлебе, о разбитой чашке, о коте Ваське, который живет дома), сочиняет стихи к праздникам. Рисуйте вместе с ребенком (вырезайте) картинки-иллюстрации к его произведениям, создавайте совместные книжки, зачитывайте вслух Созданное юным автором на семейных ужинах, организуйте еженедельные литературные вечера. Показывайте, что вам интересно творчество маленького писателя.

С 3 — 4 лет ребенка можно знакомить с различными компьютерными программами, например, Corel Draw, 3D-Studio, чуть позже 1С-бухгалтерия, Интернет. Однако Тюленев предупреждает, что компьютер должен стать для ребенка средством развития интеллекта, а не развлечением, простые компьютерные «стрелялки», «бродилки» категорически запрещаются. Шаг за шагом придерживаясь этой методики, по мнению Тюленева, можно научить ребенка читать и писать в раннем возрасте, сделать его успешным пользователем компьютера и подготовить к будущей профессиональной жизни.

Используя методику Тюленева можно сделать из малыша гениального шахматиста. Начинать можно с 1,5 лет. Первую неделю нужно дать малышу шахматную доску и фигурки в качестве исследовательского игрового материала. Затем нужно оставить одну фигуру, доску, назвать фигуру и показать, как она передвигается по шахматной доске.

Потом можно приступать к игре с одной фигурой — «Догони фигуру». Затем ставить на доску две фигуры, три....

В 2,5 — 3 года можно приступать к освоению азов естественных наук. С этой целью можно воспользоваться Периодической системой Менделеева. Разрежьте ее на клеточки-карточки и дайте малышу в качестве опорных образов, сделайте изображение химических элементов привычным для малыша. Называйте по одному химическому элементу в день, находите их в быту (железо, серебро, золото, медь, свинец...). Играйте с малышом в «Сортировку предметов из химических элементов». Другой экземпляр таблицы разложите на ковре, пусть малыш каждый день ползает по ней, непроизвольно запоминая обозначения знаков, их характеристики, месторасположение. Дайте ребенку в руки магнит и расскажите, что он притягивает железные предметы. Пусть малыш отправляется в исследовательскую экспедицию по квартире в поисках железа, одного из элементов таблицы Менделеева. Играть в такую игру нужно не больше 10 — 15 мин в день. Затем можно перейти к другому занятию — рисованию атомов-кружочков. После этого можно провести физическую или химическую физкультминутку. Изобразить броуновское движение (предварительно рассказав и показав, что это такое), можно каждый день показывать малышу какой-нибудь кристалл и лепить его из пластилина, зарисовывать его, или строить из деталей конструктора. Можно создать модель какого-нибудь химического вещества, чтобы малыш запомнил формулу. Например, из папы, мамы и малыша создать Н2О. Кислород (ребенок) встречается с атомами водорода (папой и мамой). Можно придумать сказку о том, как маленький кислород вышел на прогулку, как он потерялся и искал папу и маму. Если вы разбираетесь в химии, то сможете придумать массу историй, много интересных игр, которые позволят малышу просто и легко запомнить массу нужной и полезной информации из этой области. Стандартные догонялки можно превратить в интеллектуальную игру, если назвать играющих химическими элементами, назвать вещество, которое получится в итоге. Можно дурачиться, «растворяя» частицы (разбегаясь в разные стороны), «выпадая в осадок» (падая на пол) при какой-либо химической реакции. Готовя на кухне, показывайте малышу простые опыты, произнося в слух название химических элементов, объясняя химические реакции, например гашение соды уксусом, прокрашивание крахмала йодом, потемнение половинок яблока на воздухе. Сочиняйте с малышом химические сказки, создавайте комиксы о превращении химических элементов в различных соединениях. Сделайте таблицу Периодической системы Менделеева любимой игрушкой, и малыш добьется в будущем значительного успеха в освоении многих естественных наук.

Выходя на улицу с малышом, превращайтесь в путешественников-исследователей. Например, один день играйте в геологов. Расскажите малышу о геологии, покажите минералы, расскажите о них. Попытайтесь найти на улице нечто похожее, принесите домой, рассмотрите, опишите, составьте свою коллекцию минералов. Приобретите готовый набор для кабинета географии, пусть минералы на целую неделю станут главной игрушкой малыша. Через неделю поиграйте в биолога, собирайте на улице растения, рассматривайте насекомых, найдите муравейник и понаблюдайте за ним вместе с ребенком в течение нескольких дней. Расскажите о повадках муравьев, подтвердите это на практике. Составьте карту животных и растений, встречающихся на пути ваших обычных прогулок. Найдите в энциклопедии или других источниках сведения о насекомых, зверях, птицах, растениях, которые вы описали. Через неделю отправляйтесь в какое-нибудь историческое место и поиграйте в историков, посетите музей, расскажите малышу о каком-нибудь известном историческом* персонаже. Прогулка на свежем воздухе обязательно должна иметь интеллектуальную «начинку», давать пищу для ума, развивать наблюдательность малыша, готовить из него будущего исследователя.

С 4 — 5 месяцев малыша можно приучать к музыке, развивать его слух и музыкальные способности. Для этого ребенка нужно снабдить различными предметами и игрушками, издающими звуки. Тюленев рекомендует приобрести простейший музыкальные инструменты (металлофон, бубен, губную гармошку) или синтезатор. Инструменты должны издавать звуки при малейшем движении малыша, слабые еще пальчики нажатием на клавиши могут извлечь из синтезатора интересные звуки. Поняв, для чего нужны эти предметы, юный музыкант с большим удовольствием займется созданием звуков, позже созданием различных музыкальных композиций в часы бодрствования.

Для развития музыкальных способностей ребенка можно играть с ним в различные музыкальные игры, к примеру «Покажи животное». Продемонстрируйте малышу какой-нибудь низкий звук, покажите картинку с изображением медведя и скажите, что это медведь. Покажите другой звук, например, как скачет зайчик, покажите картинку с изображением зайчика, назовите животное. Повторяя несколько дней подряд эти упражнения, вы приучите малыша к этим звукам (Тюленев называет их опорными звуковыми образами). После этого можно приступить к изображению звуков: нарисуйте изображение нотного стана и несколько нот, которые вы показываете малышу (медведь, заяц, комарик). Название каждой ноты напишите большими буквами, показывайте их малышу, проговаривайте вслух и давайте их прослушать. Можно под каждой нотой нарисовать животное, которое они означают.

Спустя несколько дней покажите малышу карточку-ноту, назовите ее и попросите «сыграть» на синтезаторе (другом музыкальном инструменте) названное животное.

В свободное время ребенок будет извлекать разнообразные звуки из синтезатора, если вы узнаете звук (например, медведя), покажите малышу карточку с его изображением или пройдитесь вразвалочку, как топтыгин. Малыш поймет, что вы узнаете звуки, и снова и снова будет извлекать их, чтобы посмотреть на ваши забавные движения. По мнению Тюленева, через несколько лет малыш начнет удивлять вас своими музыкальными талантами. Эту методику Тюленев назвал «Знать ноты — раньше, чем ходить». Для того чтобы закрепить успех и желание творить, устраивайте небольшие концерты, показывайте свое восхищение, радость по поводу его творчества. Для музыкального развития малыша очень полезно пение. Если у родителей хороший голос и слух, то они могут использовать их для музыкального развития малыша. Не умеете петь — найдите профессиональные записи колыбельных, детских, русских народных песен и давайте малышу их прослушивать по несколько раз в день. Когда малыш научится различать на слух ноты и будет знать их изображение, можно попытаться с помощью карточек-нот составлять музыкальные произведения (пусть небольшие музыкальные фразы), которые им будет проигрывать кто-нибудь из старших детей или родителей, владеющих инструментом. Как можно чаще давайте малышу прослушивать мелодичные песни, подбирайте записи, где четко выражен основной музыкальный мотив, почти не слышен оркестр.

К концу 1-го года жизни малыш должен ориентироваться, где, на какой клавише, расположена нота. С этой целью изобразите на плотном листе картона или фанеры часть клавиатуры, пометьте кружочком вначале одну ноту (местоположение ее на клавиатуре), назовите ее. Малыш должен привыкнуть к ее местоположению, затем должен найти ее на настоящем музыкальном инструменте, послушать, как она звучит. Потом следующая нота и т. д. Для закрепления можно играть в «Музыкальные записочки»: родитель чертит нотный стан, на нем одну ноту и просит малыша на настоящем инструменте воспроизвести ноту. Затем они меняются местами: малыш рисует свою ноту, а взрослый воспроизводит ее на инструменте. Если в день отводить 10—15 мин на ежедневные музыкальные занятия, ребенок добьется больших результатов. С 1,5 лет можно приступить к игре по нотам, к этому моменту он должен прекрасно ориентироваться в нотной грамоте, без труда воспроизводя на музыкальном инструменте то, что записано. Заниматься музыкой можно и без инструмента, отправляясь в магазин или на прогулку с малышом, возьмите собой плеер и записи музыкальных произведений, пойте вместе с ребенком, подключайте фантазию, и результаты вас поразят.

И еще несколько советов для тех, кто решил выбрать для себя методику Тюленева «МИР». Все наглядные материалы условно можно разделить на развивающие умственные способности и эстетические. «Научные», развивающие умственные способности карточки лучше давать малышу после утреннего пробуждения, до обеда. Карточки, направленные на развитие эстетического вкуса, разноцветные, красочные, — после обеденного сна. Родители должны помнить, что в первые годы жизни они — главный источник информации для ребенка. Появление папы или мамы перед малышом должно сопровождаться новой информацией, стать новым «научным» открытием. Например, новое слово на карточке, новый музыкальный звук, новая формула, новые сведения о чем-либо. Разговаривая с малышом, доносите информацию четко, медленно проговаривая каждое слово, не сюсюкая. Рассказывайте малышу о своих любимых занятиях, о своей работе, показывайте материалы, с которыми вы работаете, играйте с малышом в вашу работу, рассказывайте все, что знаете сами, что прочитали, чему учились в институте. С одной стороны, перед вами маленький ученый, который ждет от вас новой информации. С другой стороны, перед вами ребенок, а значит, с ним нужно играть. Совместите обучение и игру, серьезное с приятным. Отправляясь в детскую, выберите подходящий момент, чтобы не помешать, свободное время для развивающих игр. Предоставляйте ребенку больше времени для самостоятельных занятий с карточками, музыкальными инструментами, развивающими игрушками. Во время посещений детской, коротких, но частых, обязательно хвалите его, интересуйтесь успехами, повторите ранее изученное. Вместе с малышом играйте в различные игры, превращаясь то в художника, то в математика, то в учителя, то в шахматиста, то в геолога, то в писателя, то в известного исторического персонажа или даже президента. Такие ролевые игры очень полезны для развития малыша. Показав новые образы, давайте малышу время на самостоятельную работу с карточками, музыкальными инструментами, опорными сигналами, наглядными материалами, образов. Вот схема обучения, который вы должны придерживаться: ознакомление — самостоятельное повторение — закрепление усвоенного. Все, что получит ваш малыш в первые месяцы и годы жизни, позже разовьется в мощный талант, позволит вашему малышу превратиться в гения.

Основанная на трудах Шаталова, Макаренко, Никитиных, методика Тюленева позволяет максимально реализовать потенциал ребёнка. Тюленев полагал, что каждому ребёнку дан “ген гениальности”, поэтому задача родителей – с первых же дней жизни ребёнка создавать условия для функционирования этого гена. Благодаря этой методике ребёнок раннего возраста умеет то, что не могут делать дети дошкольного возраста. По мнению Тюленева В.П., для развития ребёнка важна каждая неделя его жизни. Поэтому родителям нельзя терять драгоценное время, — чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем лучше будут результаты. Предназначенная для развития детей с рождения и до18 лет, эта методика показала удивительные результаты. Ещё в 80-х годах 20 века по телевизору шёл репортаж о детях, которые, не умея ходить, отлично читали и считали. Обученные по методике Тюленева, “читающие младенцы”, поразили многих. Ещё большее удивление вызвали дети, закончившие школу в 10 лет и получившие диплом в 14 лет.

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одну из линий развития ребёнка. Благодаря этой методике ребёнка можно научить чтению, печатанию, музыке, математике, рисованию, развить в ребёнке спортивные, исследовательские таланты. Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в “Игрушкобол” – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности. С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру “Принеси букву”, а с десяти месяцев – в игру “Покажи букву”, затем — “Назови букву/слог/слово”. С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.

Плюсы и минусы методики

По мнению педагогов, методика Тюленева является одним из самых необычных открытий двадцатого века. Эта методика позволяет в полной мере подготовить ребёнка к школе, раскрыв его потенциал. Однако педагоги считают, что сделанное ребёнком сознательно осмысливается лишь в младшем школьном возрасте. На более ранних ступенях действия ребёнка носят чаще механический, неосмысленный характер. Поэтому, если несколько месяцев не заниматься с ребёнком по этой методике, то ребёнок быстро забудет всё заученное раннее. Кроме того, не все родители способны понять эту методику и не у всех хватает терпения на каждодневные занятия с малышом.

Методика Тюленева. О других методиках детского развития можно почитать .