Кубики для всех (кв). Световид "Кубики для всех" - «Тетрис в новом измерении

Я стараюсь не покупать модных интерактивных игрушек своим детям. Были печальные опыты покупки таковых, но ими игрались месяц-полтора, потом эти игрушки отправлялись в пыльный угол. Я стараюсь покупать обычных качественных кукол, конструкторы, мозаики, в общем такие где ребенок должен что-то сам придумать или построить свою сюжетную линию игры. А не на всем готовеньком.

Одним из моих последних приобретений стали "Кубики для всех" от "Световида". Эти кубики разработаны по методике Никитина. Упакованы кубики в фанерную коробку, есть и картонные упаковки, но фанерная долговечнее.

Это игра-головоломка, состоящая из кубиков различной формы и книжечки с заданиями, где предложены фигуры, которые нужно сложить из этих кубиков.Все просто на первый взгляд.


Сами кубики копия фигурок из знакомого всем тетриса, прям ностальгия пробивает))) Сделаны из хорошо обработанного дерева. Нет ни одной зазубринки и неровности. Постороннего запаха тоже нет. Наоборот, когда открываешь коробку чувствуется запах спиленного дерева.


В книжечке даны задания "от простого к сложному". Если первые страницы для взрослого не составят никакого труда, то последние фигуры заставят подумать.

Начало книги




Задания с конца книги:


Моя старшая дочь (4,5 года) только-только осваивает строительство первых фигур из этой книжки. Пока сложновато для нее, но со временем, думаю, построим все с ней.

Цена на момент покупки около 400 руб

Самые простые из кубиков Никитина "Сложи узор" - можно заниматься с двух лет.

Описание игры

Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?

Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась.

Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины,фигурыживотныхилюдейилипростопредставлялисобою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.

Как изготовитьигру

Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45).

Рис. 45

При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый.

Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95x155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.

Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46).

Рис. 46

Рис. 47

Рис. 48

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.

Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.

Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.

Как играть

Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Нопостроениемоделейпорисункам-заданиямявляетсясравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигуркидляигрыобладаютпочтинеисчерпаемымивозможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани...” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.

Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.

Игры Никитина - это развивающие пособия для детей разного возраста. Их особенность в том, что задачи усложняются по мере освоения необходимых навыков. Такие пособия позволяют самому определять, как приложить свои способности. Развитие творческого, умственного потенциала происходит эффективно и планомерно. Закладываемый с самого раннего детства базис знаний, умений способствует становлению гармоничной личности.

Изобретатели кубиков - Никитины, Борис и Елена. Они убеждены, что занятия должны стимулировать спонтанную творческую деятельность.

Но родителям, не имеющим педагогического образования, трудно определить, в каком возрасте какие навыки следует развивать. Кубики, пособия направлены как раз на то, чтобы стимулировать интеллектуально-творческую деятельность. В них заложена общая идея, а также определенная совокупность особенностей, отличающих кубики Никитина от других развивающих занятий.

  • Каждая игра Никитина состоит из разных предметов (кружков, кирпичиков, деталей конструктора). К каждой из них приложены инструкции, которые переданы в разной форме: чертежи, трехмерные или двухмерные рисунки. Такое разнообразие пособий, способов передачи информации способствует развитию способностей к анализу, синтезу, абстракции, логике.
  • Все кубики Никитина созданы по принципу "от простого к сложному". Заниматься с пособием, соответствующим уровню подготовки, смогут как малыши 2-3 лет, так и детки 5-6 лет. А с некоторыми задачами не смогут справиться даже взрослые! Уровень сложности подобран так, чтобы стимулировать стремление к совершению более сложных логических операций, а не только к простому копированию действий.
  • Для родителей также установлены определенные правила. Помогать вербально, чтобы построить заданную модель. Ни в коем случае нельзя требовать результата или критиковать действия дошкольника. Если он не может собрать ту или иную модель, значит, он просто пока еще не достиг нужного возраста. Дошкольник сам должен на интуитивном уровне понимать, что от него требуется. Возможно, лучше подождать некоторое время. Единственное, что разрешено делать взрослому - это поощрять малыша, любые его действия.
  • В самой инструкции прописывается способ решения задачи. Но не в абстрактной форме, а в наглядной: в виде двух- или трехмерного рисунка, чертежа или в словесной форме. Такой способ дает возможность проверять правильность своих действий.
Кубики Никитина не ограничивают творческие возможности. Напротив, они позволяют придумывать свои собственные новые конструкции, то есть развивать творческую, созидательную деятельность.

В основе методики вместе с играми лежат следующие характеристики:

  • Все развивающие задания имеют свой порядок. Ребенок выполняет их при помощи складывания фигур, узоров из кубиков, квадратов, кирпичиков, других деталей.
  • В зависимости от своей сложности, они подаются в разных формах. От наглядного изображения готовой модели или рисунка до подробнейшей письменной инструкции. Они представлены в доступном виде, знакомя малыша с различными способами передачи информации.
  • Задания усложняются по мере выполнения: от легкого к сложному.
  • Занятия будут полезны детям разных возрастов. С самыми легкими справиться по силам 2-3-леткам, а самые сложные задачи иногда не даются даже взрослым. Игры Никитина не потеряют своей актуальности по мере взросления.
  • Ребенок самостоятельно решает все более сложные задания из игр Никитина, развивает навык самообучения. Самостоятельное развитие творческих способностей гораздо эффективнее по сравнению с детальными объяснениями учителей, воспитателей.
  • Малыш должен научиться думать сам, ему нельзя помогать в выполнении заданий. Таким образом, он научится видеть логические связи между описанием и выполнением, наглядно научится принципам конструирования при строительстве моделей, фигур.
  • Не стоит ожидать, что все будет даваться с первого раза. Это нормально, что некоторые задачи окажутся слишком сложными. Возможно, малыш еще слишком мал, в таком случае стоит подождать. Иногда на поиск правильного решения сборки головоломки у ребенка уйдет пара недель, а иногда и несколько месяцев, главное - не подгонять его. Он до всего должен дойти сам.
  • Все задания имеют практическое решение, которое можно увидеть, потрогать. Не важно, что требуется: построить модель, сложить узор или собрать детали конструктора - ребенок всегда будет видеть наглядный результат, правильность которого легко проверить.
  • Почти для всех игр Никитина можно придумать свои собственные задания. Сборка фигур, узоров, конструкций не ограничено лишь приведенными примерами "из коробки". Полностью освоив выполнение всех упражнений, малыш может приступить к созданию своих собственных вариантов, а это является целью методических пособий.
  • Игры позволяют развить способности до максимального уровня в соответствии с возрастом.
  • развивают скорость, сложность мыслительных процессов;
  • стимулируют развитие творческих, созидательных возможностей, предлагая упражнения, которые немного могут превышать способности малыша, но вполне посильные для выполнения (что стимулирует активный их рост);
  • предполагают абсолютную свободу действий без принуждения.
Важную роль играют кубики Никитина и для родителей, приучая их давать своим детям полную свободу при выполнении проектов, сдерживаться от критики действий, подсказок. Благодаря всем этим преимуществам занятия с кубиками помогут:
  • раскрыть творческий потенциал малыша;
  • развить его умственные способности к творчеству, анализу, синтезу, абстракции, предвосхищению результатом;
  • развить кратковременную и долговременную память, внимание.
Развивающие игры Никитина базируются на постепенном усложнении заданий, их самостоятельном осваивании. Следуя методике игр, малыш не только развивает свои способности, но и стимулирует развитие новых навыков. Это позволяет играм Никитина одновременно решать сразу несколько задач:
  • развитие интеллекта с ранних лет;
  • пошаговое усложнение заданий позволяет создать условия для опережающего развития;
  • ребенок не ограничен рамками типичных заданий для своей возрастной группы - он может решать максимально сложные именно для себя задания;
  • большое разнообразие позволяет выбрать наиболее интересные, увлекательные варианты: малыш сам и без принуждения выберет, какую задачу ему решать;
  • играя вместе с ребенком, родители научатся терпению и пониманию того, что он должен размышлять и принимать решения самостоятельно и перестанут стремиться сделать все за него.
Игры Никитина создают условия для максимального развития творческих и умственных способностей детей. Самостоятельное освоение научит размышлять и доходить до решения задачи собственными силами, что способствует всестороннему развитию интеллекта.

Игра Никитина «Кубики для всех» (Световид) – пожалуй, самая сложная из всех придуманных знаменитым педагогом. Она учит ребенка работать с объемом «на ощупь», моделировать его, развивает внимание, зрительную память, комбинаторные способности и объемно-пространственное мышление.

Используя методические указания к игре Никитина «Кубики для всех», ваш ребенок собирает из ярких одноцветных элементов (каждый из которых состоит из 3-4 кубиков) какую-либо вполне узнаваемую трехмерную фигуру – «самолет», «собаку», «кроватку» и т.д. Этот объемный «Тетрис» учит работать с пространственными образами. В процессе малыш учится узнавать элементы по форме, активно работает его воображение, развивается логическое мышление.

Игра Никитина «Кубики для всех»: как заниматься

Перед началом игры предложите ребенку придумать деталям «имена», покажите, что можно их комбинировать, получая новые объемы. Для начала отберите две детали для создания простейшей фигуры (например, «кроватка») и предложите ребенку скомбинировать их разными способами - он должен научиться манипулировать объемом, получая необходимую фигуру. Вашим верным помощником в игре с кубиками Никитина станет принцип «обезьянок»: вы строите фигуру, а малыш за вами ее повторяет (для этого вам придется приобрести два набора, чтобы у каждого был свой). Затем научитесь находить детали на схемах - сначала цветных, потом черно-белых.

Когда простейшие формы будут освоены, добавляйте по одной детали, постепенно усложняя задания, предлагайте ребенку находить для каждого варианта не одно, а несколько вариантов решения.

В комплект входит 7 деревянных кубиков Никитина (объемных элементов разной формы) и брошюра с заданиями.

Решайте интересные и непростые задачи в игре Никитина «Кубики для всех»!

Описание игры

Как изготовить игру

Как играть

Описание игры

Описание игры

Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?

Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась.

Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины, фигуры животных и людей или просто представляли собою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.

Как изготовить игру

Как изготовить игру

Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45).

Рис. 45

При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый.

Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95x155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.

Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46).

Рис. 46

Рис. 47

Рис. 48

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.

Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.

Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.

Как играть

Как играть

Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани...” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.

Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.

Видео

Видео