«Золотой материал» Марии Монтессори. Методика работы с пособием «Золотые бусины Монтессори Золотой материал монтессори размер бусин

«ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ» М. МОНТЕССОРИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Введение

Глава 1. Жизнь и педагогические взгляды Марии Монтессори

Глава 2. Реализация идей и взглядов Марии Монтессори в России

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В настоящее время развитие образования порождает множество проблем и вопросов, касающихся модернизации содержания и методов организации учебного процесса. Для решения данных проблем необходимо переосмысление идей и опыта педагогов Запада, оценить и использовать их творческий вклад в теорию и практику личностно-ориентированного образования, систему коррекционно-развивающего образования. Среди личностно-ориентированных педагогических и коррекционно-педагогических систем особое место занимает педагогическая система Марии Монтессори, так как ее педагогическая система охватывает все стороны развития личности, в том числе и воспитание характера. Основная задача Монтессори-педагогики заключается в поддержке самостоятельности ребенка, его социального поведения, умственного и физического развития. В данной системе педагог не ограничивает ребенка, а выступает как помощник ребенка. Таким образом, педагогика, созданная Марией Монтессори, признается многими педагогами по всему миру гуманистически направленной, самой строгой и гармоничной, уникальной и очень продуктивной.

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

1.1 Биография Марии Монтессори

Мария Монтессори - итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. В 26 лет она стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.

Изучая труды французских психиатров - Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 93 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.

В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.

В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году - в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.

Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.

В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI - Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

1.2 Педагогические идеи Марии Монтессори

В основу педагогики Марии Монтессори положено учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии: Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 99

· первый период, или первая стадия детства (от рождения до 6 лет);

· второй период, или вторая стадия детства (от 6 до 12 лет);

· третий период, период полового созревания и юность (от 12 до 18 лет).

Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от 0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3 лет и от 3 до 6 лет.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. В первые три года жизни ребенок бессознательно «впитывает» такое количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются десятилетия.

Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения, оформления человеческой индивидуальности. Здесь можно говорить о постепенном преобразовании и переносе бессознательно накопленной информации в сферу сознательного.

Второй период детства (от 6 до 12 лет) - время приложения духовно-интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В третьем периоде (от 12 до 18 лет) выделяют две значимые эпохи: время полового созревания (от 12 до 15 лет), завершающее период детства, и юношеский возраст (от 15 до 18 лет).

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.

Говоря о свободе, можно выделить множество сфер ее выражения. Например, свобода передвижения. Мария Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Главное нововведение - упразднение парт и скамеек. В «Доме ребенка» были установлены легкие переносные столики, маловесные и изящные стулья, удобные креслица из дерева или лозы, маленькие умывальники, настолько низкие, что ими могут воспользоваться даже трехлетние дети. Все столики и различного вида стульчики в этой школе очень легки и портативны. Ребенок может располагаться, как ему удобно и как угодно сидеть на своем месте. И эта свобода не только внешняя обстановка, но и средство воспитания. Если ребенок неловким движением опрокинет стул, который с шумом рухнет на пол, он получит наглядное доказательство своей неловкости; это же движение, случись оно среди неподвижных скамеек, прошло бы мимо его внимания.

Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу, чтобы заниматься дидактическим материалом. В каждом классе имеются низенькие шкафчики, двери которых открываются без труда. На этих шкафчиках цветы в горшках, клетки с птицами, игрушки, в которые он может играть невозбранно. Такая обстановка позволяет ребенку пользоваться всеми этими предметами самому, ставить предметы на место, после того, как привел их в беспорядок; чистил бы их, мыл. И дети делают это с огромным удовольствием, приобретая вместе с тем необычайную ловкость.

Свобода, о которой идет речь, не имеет ничего общего с вседозволенностью и хаосом. В Монтессори-педагогике свобода и дисциплина выступают одновременно как две стороны одной медали. Самодисциплина - следствие эффективного воспитания в свободе. Свобода в данной педагогической системе с одной стороны ограничена активной дисциплиной, исходящей от самого ребенка, с другой стороны свобода ребенка заканчивается там, где начинается несвобода другого ребенка.

По мнению Монтессори, свобода реализуется в постоянной самостоятельной деятельности, то есть «человек не может быть свободен, если он не самостоятелен». Монтессори, М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. - М., 1913 - с. 81 Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Педагоги должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы воспитания в духе независимости. Долг педагога по отношению к ребенку при всяком случае заключается в том, чтобы помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него.

Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, - расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего "я", его души, где возникают все его активные способности. Что касается наказаний, то не раз обнаруживались дети, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на увещания. Таких детей немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, воспитатели ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми.

Важной составляющей Монтессори-педагогики являются развивающие материалы. Речь идет о классическом дидактическом Монтессори-материале. Непрерывно экспериментируя над материалом, она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Материалы служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Монтессори-материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, развивать терпение и волю, наблюдательность и самодисциплину, упражнять собственную активность. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Следует отметить то, что материалы Монтессори меняются со временем: многие из них были созданы не самой Монтессори, а ее последователями. Например, не так давно появились рамки с липучками, а рамки с застежками, которые уже не используются, вышли из потребления.

Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:

· «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.

· «Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:

§ материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

§ материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

§ к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса - вкусовые баночки, для развития слуха - шумовые цилиндры.

· «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры, "веретена", цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт - символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста - это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления - игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

· «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса - классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой подвижный алфавит; материал для чтения - серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

· «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др. Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 120.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори - образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ И ВЗГЛЯДОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ

Первое в России упоминание о педагогических взглядах М. Монтессори содержится в статье «Новая система воспитания маленьких детей». 26 ноября 1911 года в Петербургском обществе содействия дошкольному воспитанию детей состоялся доклад Е. Н. Янжул «Методы итальянского детского сада госпожи Монтессори». С каждым годом в российских педагогических журналах и изданиях росло количество публикаций, посвященных педагогическим идеям Монтессори, хотя эти идеи, равно как и педагогическая система, воспринимались не всегда однозначно. На 1912-1915 годы приходится пик интереса отечественных педагогов к Марии Монтессори: из Англии был выписан комплект дидактического Монтессори-материала, который демонстрировался для педагогической общественности в различных учебных заведениях; вышел первый русский перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Опыт научной педагогики» (1913 г.). В конце 1915 года в России организуется общество «Свободного воспитания (метод Монтессори)», а с 1916 года начинают работу курсы по подготовке педагогов, через которые в течение года прошли 69 слушателей.

Центром изучения и популяризации педагогической системы Марии Монтессори в России был Петроград (Ленинград), где жила и работала Ю.И. Фаусек. Проницательный ум и незаурядные способности позволили ей сразу оценить оригинальность и новизну системы Монтессори. В октябре 1913 году при горячем содействии профессора С.И. Созонова, Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, ей также удалось побеседовать с самой Марией Монтессори. Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори.

1 сентября 1918 года был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института. Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных). Помимо учебной работы Институт должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования.

На работу в ПИДО были приглашены лучшие специалисты Петрограда по дошкольному воспитанию (Е. И. Иорданская, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, П.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и др.). Среди приглашенных в качестве профессоров - Ю.И Фаусек - крупнейший специалист в области теории свободного воспитания, имеющий уникальный опыт, как работы с детьми дошкольного возраста, так и просветительской деятельности. С 1918 по 1925 год она возглавляет кафедру по системе Монтессори на дошкольном факультете ПИДО.

Ю.И. Фаусек была идейным вдохновителем работы кафедры: увлеченно читала лекции студентам, много внимания уделяла содержанию учебных курсов. Как практик, Юлия Ивановна особое внимание уделяла практической подготовке студентов к работе с детьми. Детский сад по системе М. Монтессори, созданный при ПИДО (1920 год), курировала сама. Это была своеобразная лаборатория ее кафедры. Студенты под руководством преподавателей вели психолого-педагогические наблюдения, изучали дидактический материал Монтессори, наблюдали и проводили занятия с детьми. В помещении детского сада велся семинар по системе Монтессори, работал кабинет, в котором была педагогическая библиотека, полный набор дидактического материала. Кроме студентов детский сад и кабинет посещали экскурсии и отдельные лица, интересующиеся системой Монтессори.

Во второй половине 20-х годов в России начинается последовательная критика педагогической системы М. Монтессори. В 1923-1924 годах выпускается специальный сборник Пересмотр основ педагогики Монтессори", где Марии Монтессори ставилось в упрек последовательная тренировка индивидуализма, затрудненность развития творческих задатков, обращенность дидактического материала изначально к умственно отсталым детям и др. В 1927 году создается специальная комиссия для детального анализа работы дошкольных образовательных учреждений по системе Монтессори. После работы комиссии ее система признается идеологически и педагогически неприемлемой для советских дошкольников. На государственно уровне было принято распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори, сокращается выпуск научно-методической литературы. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.

Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые, в конце концов, остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающегося итальянского педагога. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

К сожалению, в нашей стране процесс создания и распространения дошкольных учреждений по системе Монтессори базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. После этого они находят педагога, обученного данной методике, и создают группу. В скором времени прогресс в развитии детей становится настолько очевидным, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее.

Сложнее дело обстоит с начальными школами. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (обычно их формирование допустимо только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и прочее.

Все учебные программы «Монтессори-садов» соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели иными методами. И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало.

Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная педагогическая наука и практика всегда обращалась к лучшим сторонам педагогического наследия Марии Монтессори, среди которых: приоритет личностной свободы ребенка в аспектах самодеятельности, самостоятельности, саморазвития, опора на сензитивные периоды личностного развития ребенка. В настоящее время в связи с актуализацией этапа дошкольного образования педагогическая система Марии Монтессори выступает поистине безграничной кладовой передового опыта мирового образования, способной обеспечить эффективность решения педагогикой детства выдвигаемых временем задач. Опыт оренбургской школы Монтессори это подтверждает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Часть первая. Введение в Золотой материал

Наставница вместе с ребенком приносят на стол презентационный поднос с Золотым материалом.Она показывает ребенку Золотую бусину и говорит: «Это 1 единица». Ребенок может подержать ее в руках и потом положить на столе справа. Наставница берет в левую руку стерженек-десяток, а в правую – бусину-единицу. С помощью этой бусины наставница пересчитывает бусины на стерженьке, приговаривая: «Одна единица, две единицы, три единицы…» В конце пересчета она говорит: 10 единиц – это один десяток». Она предлагает ребенку самостоятельно повторить пересчет. Подобным образом наставница и ребенок пересчитывают десятки в пластинке-сотне и сотни в кубе-тысяче.

Затем наставница проводит трехступенчатый урок на знание ребенком «деталей» Золотого материала. Подобным же образом наставница дает презентацию символов единиц, десятков, сотен и тысяч, коробка с которыми имеется в презентационном комплекте. По первой группе математического материала ребенок уже легко узнает единицу и десяток. Теперь он осваивает новое значение 0 в изображении десятков, сотен и тысяч. Третьим действием служит сравнение чисел и их письменных изображений. Наставница кладет перед ребенком бусину-единицу и предлагает ему положить под ней цифру один. Так же объединяются десятки, сотни и тысячи. Далее ребенок проводит эту работу самостоятельно.

Часть вторая. Построение десятичной системы на двух коврах

В построении десятичной системы, кроме наставницы, могут участвовать двое детей. Но чаще взрослый показывает, как строится десятичная система одному ребенку. Наставница вместе с ребенком расстилают два ковра и приносит второй презентационный поднос. На нем слева направо лежат: куб-тысяча, коробка с 9 пластинками-сотнями, коробка с 9 стерженьками-десятками и на специальной подставке 9 бусин-единиц. К этому прилагается коробка с большими цифрами, изображающими 1000, 900, 90 и1. Ребенок и наставница начинают выкладывать на одном из ковров бусины. Сначала в столбик в правой части ковра выкладывается 9 бусин. Наставница говорит: « Если мы положим десятую единицу, у нас получится один десяток» Эта фраза служит знаком к тому, что дальше мы будем выкладывать именно десятки. Таким же способом ребенок самостоятельно выкладывает другие столбики бусин – десятки, сотни. В конце он кладет куб-тысячу. Наставница и ребенок перемещаются на соседний ковер и выкладывают цифры. Если дети выкладывают десятичную систему вдвоем, то один из них, обычно, выкладывает бусины, а другой – цифры.

Часть третья. Набор чисел



Когда дети выучились сопоставлять цифры и числа, можно предложить им набирать любое четырехзначное число. Сначала они набирают его из бусин, а затем «подписывают» цифрами. Часто дети сами придумывают себе число за числом и с удовольствием тренируют свой новый навык. Когда они овладевают набором чисел в совершенстве, можно переходить к освоению арифметических действий с четырехзначными числами.

Наблюдаем ребенка, работающего с Золотым материалом

В основе подходов к становлению у детей математического мышления лежит понятие "материализованные абстракции - так называла М.онтессори свой дидактический материал. Она рассматривала сам предмет математики не как сумму неких знаний, а как позицию человека, как особый способ овладения миром с помощью его познания, деятельности и эмоционального участия. Числа учат так же, как язык, и потому матемтика - наука универсальная, по сути дела вселенская. Достойна великого восхищения выложенная на маленьком коврике картина десятичной системы, составленная пятилетним ребенком из сотен бусин, стерженьков, кубов и их цифрового изображения. С помощью зримой и осязаемой десятичной системы ребенок учится овладевать миром чисел. Золотой материал относится ко второй группе математических материалов М. Монтессори и стоит на отдельной полке вместе с Банком Золотого материала и коробкой с игрой в марки, которая устроена по его подобию. Наверху стоят подносы для презентаций, внизу - все остальное. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые его берет. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.

Настя Ш. 5 лет 10 месяцев. Презентация Золотого материала была дана ей поздно - когда девочка уже прекрасно освоила материалы первой группы, а так же Доски Сегена и моглла устно считать даже с переходом через десяток. Большие числа захватили ее. Уже без взрослого она с большим удовольствием повторяла все этапы презентации по нескольку раз. Ее удивляло, что 10 скрепленных вместе бусин составляют 1 десяток. Она несколько раз пересчитывала пластинку -сотню составленную из этих десятков. При этом считала вслух. Настя занималась повторением презентации так долго, что мне даже показалось это странным. Она никак не переходила к построению десятичной системы. Только когда она заметила, что это с удовольствием делают другие, спросила разрешение работать весте и к бусинам уже не прикасалась, а занялась цифрами. Обычно дети несколько дней, а то и недель не переходят от построения десятичной системы к набору числа, а Настя сделала этот переход моментально. Она уселась за столик, положила рядом коробку с большими цифрами, сама придумала число и стала бегать к Банку Золотого материала за бусинами. Упражнялась в наборе чисел довольно долго и никого к себе не подпускала. Но потом все-таки попросила меня задать ей число "потруднее"...

Арсений Н. 5 лет, Центр "Радинец" 2006 год. Мальчик из многодетной семьи. Сестренки и братишки посещали Монтессори-группу. Арсений приходит в Центр второй год. У него серьезные проблемы со зрением. Арсений без труда освоил первую группу математического материала уже к началу шестого года жизни. Он знает состав числа, переход через десяток, решает примеры, не пользуясь материалом. За одно занятие освоил презентацию бусин и сразу же решил складывать десятичную систему. Видимо, ему нравился сам процесс упорядочивания такого большого количество бусин, стерженьков и кубов, и он долгое время раскладывал их не трогая цифры. Только на 4-е занятие он решился взять цифры. Наставница показала ему новое значение нуля, обозначающего теперь принадлежность числа к тому или иному разряду, и Арсений с немалой долей напряжения стал раскладывать таблички с цифрами. В дальнейшем его больше интересовали арифметические действия с Золотым материалом, чем просто его раскладывание на ковре или набор чисел.

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Итак, наш тренинг подошел к концу. Подведем итог.

Мы учились самым коротким и надежным путем складывать десятичную систему из бусин Золотого материала,. делали наблюдения работы детей с этим материалом и пытались описать их в форме дневника.

Отправьте, пожалуйста, на мой электронный адрес свою рефлексию по поводу пройденного Вами тренинга, ответив на три вопроса:

  • Что Вам понравилось?
  • Что показалось слабым и не существенным?
  • Что стоит изменить, чтобы улучшить содержание тренинговых занятий?

Желаю Вам успехов в работе и удачи в жизни!

Ваш Монтессори-тренер Елена Хилтунен

Ana
Методика работы с пособием «Золотые бусины Монтессори»

ария Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. В 1896 году получила диплом врача, став одной из первых в Италии женщин-врачей. В качестве практики во время обучения она занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости.

Золотые бусины Монтессори .

Материал : набор окрашенных в золотистый цвет бусин : отдельные бусины (единицы, стержни (десятки, квадраты (сотни, кубы (тысячи) . Несколько подносов.

Прямая цель : узнать названия разрядов десятичной системы. Связать названия разрядов с определенными геометрическими фигурами. Узнать структуру десятичной системы.

Косвенная цель : развитие тонкой моторики. Подготовка к геометрии.

Возраст : около четырех лет.

Как работать с материалом .

Для введения десятичной системы берется поднос с 10 отдельными бусинами , 10 стержнями по 10 бусин 10 квадратами по 100 бусин , 1 кубом по 1000 бусин . Введение можно осуществить тогда, когда ребенок уже знает множества из 10 предметов и умеет считать до 10. Учитель с ребенком приносит поднос на стол. Он берет одну отдельную бусину , стержень из 10 бусин , квадрат из 100 бусин и куб из 1000 бусин и кладет их перед ребенком. В форме трехступенчатого урока он вводит названия разрядов. Дает ребенку бусину и говорит : "Это десяток!" Таким же образом он поступает с сотней и тысячей. Важно, чтобы ребенок прочно связывал названия разрядов с геометрическими фигурами. Затем он смешивает все 4 предмета и говорит ребенку : "Дай мне один!" и т. д. Затем учитель указывает на все 4 предмета и говорит ребенку : "Дай мне один!" и т. д. Затем учитель указывает на отдельную бусину , затем стержень из 10 бусин на стол . Он поручает ребенку пересчитать бусины в стержне : "В одном десятке 10 единиц!" Он берет квадрат из 100 бусин и поручает ребенку с помощью стержня из 10 бусин определить количество десятков в сотне : "В сотне 10 десятков!" Затем он поручает определить количество квадратов из 100 бусин в кубе из 1000 бусин : "В тысяче 10 сотен!" Ребенок узнает, что число 10 играет в десятичной системе особую роль.

Дальнейшие упражнения :

Составление различных множеств. Ребенку предлагают принести несколько единиц одного разряда : "Принеси мне 4 сотни! Дай мне 7 десятков!", и т. д. В этом упражнении нужно приносить не более 9 единиц одного рязряда. Принесенные множества ребенку нужно еще раз пересчитать. С каждым разом упражнение усложняют. Ребенка просят составить множества из нескольких разрядов, например, 2 тысяч и 4 сотен; 5 сотен, 9 десятков и 4 единиц или 7 сотен и 5 единиц. Понятие усваивается через частое обращение с предметами и повторение их названий;

Учитель образует множество из бусин того или иного разряда. Нужно, чтобы ребенок определил и назвал это множество;

Для составления десятка, сотни и тысячи учитель берет единичную бусину с подноса , кладет ее на стол и говорит : "Одна единица!" Ребенок должен понять, что 10 единиц одного разряда соответствуют одной единице следующего, более высокого разряда. Он присоединяет к ней другую бусину и говорит : "Две единицы!" Так он продолжает до тех пор, пока в ряд не будут лежать 10 бусин . Он говорит : "Вместо 10 единиц мы кладем 1 десяток!" Отдельные бусины заменяются десятком . Точно так же из 10 десятков составляют сотню, а из 10 сотен тысячу;

Чтобы раскладывать бусины , нужен поднос, на котором лежат по 45 отдельных бусин , стержней из 10 бусин , а также куб из 1000 бусин . Упражнение проводится на ковре. Учитель кладет отдельную бусину справа сверху . Он говорит : "Одна единица!" Под ней он кладет через промежуток около 10 см, 2 бусины вместе и говорит : "Две единицы!" Так продолжает до 9 единиц. Затем говорит : "На одну единицу больше - и будет 10 единиц. Это один десяток!" Он кладет стержень из 10 бусин около первой и отдельной бусины на 15 см левее . Под ним учитель с ребенком раскладывает 2 десятка, 3 десятка и т. д. и каждый раз называет представленное ими множество. Так раскладывают все десятки, сотни и тысячу. Называть множества, например, 7 десятков или 6 сотен можно также их настоящими названиями : семьдесят или шестьсот. Нужно принять во внимание уже имеющиеся у ребенка знания.

Контроль над ошибками для этого упражнения :

Всех имеющихся бусин должно быть достаточно;

Учитель предлагает ребенку из представленного набора предметов из бусин (отдельных бусин , стержней, квадратов, куба) выбрать определенные множества;

Учитель указывает на множество, ребенок должен его назвать;

Замена на следующий разряд. Учитель дает ребенку большое множество бусин одного разряда , например, 20 отдельных бусин . Ребенок отсчитывает по 10 бусин и каждый раз заменяет их одним десятком. Он должен по возможности самостоятельно найти способ решения задачи . Упражнение продолжается на других предметах. Иногда ребенку приходится отнимать единицы разных разрядов, прежде чем он сможет отдать учителю требуемое множество.

Метод основан на раскрытии собственного творческого потенциала ребенка и активизирует его с помощью создания благоприятствующей среды.

Взрослый лишь помогает реализовать ребенку свой потенциал, различать форму предметов развивать логическое мышление, познавать цифры, фантазировать и развивать воображение.

Вы прекрасно помните, сколько времени потратили на обустройство детской комнаты. Ведь вам приходилось продумывать все детали: удобная мебель, развивающие игрушки...

Так Монтессори, день за днем наблюдая за детьми разного возраста, внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили и слабо понимали объяснения учителя, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, а также были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики школы Марии Монтессори могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.

От ее пристального внимания, казалось, не ускользала ни одна, даже самая мелкая деталь. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста. Есть сведения, что более 70 % материалов Мария Монтессори в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты, то, что лучше стимулировало естественное развитие малышей. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют «золотой материал Монтессори», так как никто еще не смог создать лучший, чем она, дидактический материал.

Золотой материал Монтессори — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы и т. д.), таблички, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некото-рые из них имеют характерный цвет (например, розовая баш-ня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели, например глобус-континенты, на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.

Дидактические материалы Монтессори способствуют в первую очередь духовному развитию ребенка, которое осуществляется через развитие моторики и сенсорики. Это своеобразный ключ к миру, который помогает ему учиться приводить в порядок его пока еще хаотичные и несистематизированные знания об окружающем мире. Ведь сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, материал, вес, температура, вкус, звук, цвет — надо научить ребенка различать все это. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе устано-вившегося в уме прочного порядка, — писала Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем известную степень культуры».

Для развития тактильного чувства использовалась деревянная дощечка, разделенная на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости,

от грубой наждачной до атласной). «Развивать у детей чувство осязания — значит учить их "видеть руками"», — убеждала родителей Мария Монтессори.

Для развития зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения на распознавание звуков.

Все материалы Марии Монтессори настолько интересны и притягательны, что просто не могут не заинтересовать малыша, который будет стремиться познакомиться с ними и разобраться в них.

Дидактические пособия Монтессори обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть около ста лет. Материалы располагают в классах в определенном порядке, в определенных «зонах», на которые его делят в соответствии с периодами развития ребенка.

Рамки-вкладыши . Сегодня самой большой популярностью пользуются так называемые вкладыши Монтессори. Вкладыши — особый тип конструктора для малышей. Они имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все — от геометрии до естествознания. Действительно, это очень удобно и понятно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре происходит не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.

Например, рамка-вкладыш «Животные» представляет собой прямоугольную доску-рамку с отверстиями для 9 животных. Каждый вкладыш можно вложить только в одно отверстие. Так ребенок знакомится с формами, контурами, узнает разнообразных животных — домашних и экзотических.

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры» — популярные, тщательно выверенные и испытанные временем пособия Марии Монтессори для сенсорного и интеллектуального развития детей. В зависимости от возраста с помощью этих вкладышей малыши знакомятся с сенсорными эталонами форм, подготавливают руку к письму, формируют логические операции. Воспользовавшись ими, родители легко смогут объяснить малышу, что такое квадрат, чем он отличается от прямоугольника, треугольника и т. д.

Основная развивающая функция вкладышей — тренировка оптико-пространственного мышления, координации «рука — глаз» и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки — так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

Игры-вкладыши особенно полезны для детей третьего года жизни. В этом возрасте малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Поэтому специально для них были разработаны рамки с одинаковыми изображениями-вкладышами, но разных размеров. Вкладыши выстроены «по росту», и задача игры с ними — научить ребенка сравнивать предметы, у которых разница в размерах мало заметна.

Дети очень любят рамки «с подслоем» — дополнительным изображением под вкладышем. Малыш вынимает картинку из прорези и с удивлением обнаруживает под ней еще один рисунок. При обратном действии — вкладывании шаблона в рамку — подслойный рисунок будет служить малышу подсказкой.

Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины на заданные темы или давать ребенку фантазировать для развития его творческих способностей. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение их по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку малыша к письму.